18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сделано в Ленинграде: версия коллекционера

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

Недавно вышедший третий том книжной серии «Модернизм без манифеста» посвящен ленинградской школе 1920–1950-х в собрании Романа Бабичева

Вадим Гринберг. «Ленинградский пейзаж». 1935. Фото: Собрание Романа Бабичева
Вадим Гринберг. «Ленинградский пейзаж». 1935.
Фото: Собрание Романа Бабичева

Общее название этой книжной серии — «Модернизм без манифеста» — отсылает к проекту в Московском музее современного искусства (сентябрь 2017 — январь 2018). Тогда организаторы выставки приняли решение подготовить две экспозиции, сменявшие друг друга. Первая была, по сути, дайджестом собрания Романа Бабичева и представляла наиболее важные произведения русского искусства от символизма начала ХХ века до 1960-х годов, а вторую часть посвятили ленинградской школе 1920–1950-х. К выставке была приурочена публикация каталогов, тогда издали второй том («Русское искусство. 1920–1950») и четвертый, монографический («Александр Ведерников (1898–1975)»). Вся серия задумана как пятитомник — и такой размах не удивляет: художественный архив Бабичева насчитывает более 4 тыс. единиц хранения.

Недавно вышедший третий том тематически совпадает как раз со второй экспозицией в музее. Составители — сам коллекционер и авторы статей Надежда Плунгян и Мария Силина — не просто вводят в научный оборот множество произведений, но и предлагают новые принципы внутренней разметки советского художественного процесса, рассматривая его как часть мирового модернизма. Живопись, уникальная и тиражная графика, скульптура ленинградских мастеров 1920–1950-х годов — всего 813 работ, опубликованных в каталоге, составляют, по утверждению его научного редактора Надежды Плунгян, «системо­образующую» часть коллекции. Одновременно отмечается, что в это собрание «входит наиболее репрезентативная и крупная из опубликованных частных коллекций ленинградской живописи первой половины ХХ века». 

Русское искусство. 1920–1950. Ленинград / Собрание Романа Бабичева: В 5 тт. Т. 3. М., 2018. 556 с., ил. — (Модернизм без манифеста).
Русское искусство. 1920–1950. Ленинград / Собрание Романа Бабичева: В 5 тт. Т. 3. М., 2018. 556 с., ил. — (Модернизм без манифеста).

В начале книги, согласно принятой для каталогов схеме, помещены три текста. Первой идет традиционная прямая речь коллекционера. Он рассказывает о том, с чего начиналась ленинградская часть его собрания, а также описывает, как Русский музей годами планировал приобрести включенные теперь в каталог работы у наследников, но закупка срывалась по разным причинам. Наконец, Бабичев объясняет некоторую нелогичность в структуре серии. Несмотря на то что все работы Александра Ведерникова из его собрания уже опубликованы в отдельном томе, избранные произведения все же вошли и в ленинградский: без них он был бы неполным. Надежда Плунгян в статье «„Ленинградский текст“ 1920–1950-х годов в собрании Романа Бабичева» приводит краткий обзор исследований, статей, монографий и выставок, посвященных искусству Ленинграда. Характеризуя «ленинградский текст» советского модернизма, Плунгян утверждает, что он «сохранил и радикально трансформировал неоклассическую ноту начала века, добавив ей синтетичности, монументальности и социальной конкретики». Исследователь выделяет на художественной сцене города несколько важных группировок и направлений — репродукции работ в издании размещены по этой же системе. Юрий Анненков, Георгий Верейский и другие художники отнесены к кругу «Четырех искусств»; в орбиту «Круга художников» включены, в частности, упомянутый Ведерников, Владимир Гринберг, Татьяна Купервассер и Александр Русаков; в отдельную группу выделены работы, созданные в Экспериментальной полиграфической мастерской ЛОСХа. Развитием идей Павла Филонова и Казимира Малевича занимались своеобразные творческие лаборатории вроде МАИ (Мастерская аналитического искусства) и Группы живописно-пластического реализма. 

Скульптура в нынешнем томе удостоена небольшого, но самостоятельного раздела, а систематизацию ее ленинградских проявлений, пусть и несколько эскизную, в своей статье предлагает Мария Силина. Она выделяет произведения, созданные в академическом стиле (в частности, «Физкультурницу» Матвея Манизера), а также пишет о роли портрета в скульптуре 1920–1950-х годов (работы Бориса Каплянского и Сарры Лебедевой). 

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+