Советское искусство без ярлыков

Выставка собрания Романа Бабичева в Московском музее современного искусства на Петровке показывает альтернативную историю русского искусства ХХ века

Мартирос Сарьян. «Рабочий поселок и цементный завод в Давалу (Армения)». 1937. Из коллекции Романа Бабичева. Фото: архив Романа Бабичева
Мартирос Сарьян. «Рабочий поселок и цементный завод в Давалу (Армения)». 1937. Из коллекции Романа Бабичева.
Фото: архив Романа Бабичева

Над выставкой «Модернизм без манифеста», составленной из собрания Романа Бабичева, работала большая группа кураторов: Ольга Давыдова, Валентин Дьяконов, Надежда Плунгян, Александра Селиванова — и сам коллекционер. Авторы выставки в сопроводительных текстах говорят о желании разрушить стереотипы о русском искусстве ХХ века, отказаться от деления художников на представителей авангарда и «отсталых», мастеров первого, второго и третьего ряда. Экспозиция охватит огромный период в истории русского искусства — от начала ХХ века до 1980-х годов. В то же время здесь нет конфликта эпохи модерна и авангарда, противопоставления реалистов и формалистов. Наоборот, на материале собрания Бабичева будет продемонстрирована преемственность идей, художественных приемов и творческих методов на протяжении всего столетия. Главная идея выставки — показать разнообразие «модернизмов» советского времени, а также проследить развитие тенденций начала ХХ века в эпоху социалистического реализма. Само ее название намекает на ту специфическую культурно-политическую ситуацию, которая возникла в СССР после 1932 года, когда были запрещены все творческие объединения, но поставангардные сообщества художников все же продолжали существовать, выражая свои идеи уже не в слове, а лишь посредством живописи.

Эдуард Криммер. «Две крестьянки». 1929-1930 . Из коллекции Романа Бабичева. Фото: архив Романа Бабичева
Эдуард Криммер. «Две крестьянки». 1929-1930 . Из коллекции Романа Бабичева.
Фото: архив Романа Бабичева

На выставке представлено более 200 произведений: живопись, рисунки и акварели, а также скульптура и архитектурная графика. Экспозиция отталкивается от произведений мирискусников и русских импрессионистов начала ХХ века, затем будут представлены работы московских «сезаннистов» Аристарха Лентулова, Роберта Фалька и многих других. Но далее зрителя уводят от магистральной линии в истории русской живописи. Зато можно проследить попытки вчерашних авангардистов, теперь заклейменных формалистами, освоить тематическую картину на сюжеты нового советского быта и труда, поиски нового пролетарского типажа, а также рассмотреть лирические пейзажи художников ленинградской школы, например Александра Ведерникова. Есть на выставке и произведения мастеров «сурового стиля», написанные вне официального заказа, а также метафизические натюрморты Дмитрия Краснопевцева и Андрея Васнецова.

Московский музей современного искусства
Модернизм без манифеста
25 сентября – 5 января

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+