18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Серия книг «Модернизм без манифеста» как попытка переосмыслить советское искусство

№60
Материал из газеты

Недавние нашумевшие выставки из коллекции Романа Бабичева сопровождены изданиями, далеко выходящими за привычные рамки каталога

Серия книг «Модернизм без манифеста», сопровождающая одноименную двухчастную выставку собрания Романа Бабичева в Московском музее современного искусства (MMOMA), стала результатом работы исследователей советского искусства. Из предполагаемого пятитомника в свет уже вышли книги вторая («Русское искусство. 1920–1950») и четвертая («Александр Ведерников (1898–1975)»).

Поначалу пугающий размером и весом, том «Русское искусство. 1920–1950» на поверку оказывается не просто набором репродукций под одним корешком, но концептуально продуманным изданием со своей методологией и особым взглядом на историю культуры.

Презентация частной коллекции перерастает здесь в попытку переосмыслить путь искусства указанного периода и представить его в совершенно новом свете. О своем интересе к советскому модернизму Роман Бабичев рассказывает во вступительном слове, вслед за которым в книге помещены три исследовательские статьи.

Раскрывая проблему применимости термина «модернизм» в статье «Советский модернизм: довоенный период», Надежда Плунгян пытается преодолеть сложившееся представление о противостоянии «реализма» и пластического новаторства, «авангарда». Автор критикует взгляд на культурную ситуацию 1930‑х годов как репрессивную по отношению к модернистскому проекту, а также вступает в полемику с представителями постмодернистского искусствоведения Борисом Гройсом и Екатериной Деготь, выдвигая свой тезис: «…Пришло время сделать следующий шаг и увидеть XX век как горизонтальную сеть взаимодополняющих и тесно связанных художественных процессов. В этот переходный период необходимо преодолеть политику замалчивания имен и произведений, для которых не найдена методологическая рамка».

В статье Александры Селивановой «Советская античность» автор анализирует развитие классического стиля в советской живописи и архитектуре межвоенного периода. Отмечая радикальное стилистическое различие между искусством ранних 1930-х и поздних 1940-х годов как разницу между модернистским экспериментом и тоталитарным искусством, автор пересматривает популярную в последнее десятилетие терминологию «сталинский ампир», «советское ар-деко», «постконструктивизм». Взамен Селиванова предпочитает пользоваться понятием «советская античность». Насколько подобная трактовка является релевантной, судить непросто, однако, учитывая, что теоретические построения не взяты с потолка, можно надеяться, что и этот термин будет активно употребляться исследователями наряду с вышеперечисленными.

Публика, побывавшая на двух выставках в ММОМА, удостоверилась, что в собрании Бабичева важное место отведено и отечественной фигуративной скульптуре, в отличие от большинства других частных коллекций. Именно этой теме посвящена статья Марии Силиной. Автор выделяет несколько фаз в развитии советской скульптуры. Например, символистские эксперименты 1910–1920-х, феномен «левой» скульптуры, также известный как советский неоархаизм и неопримитивизм. В 1940-е скульптура претерпела ощутимые изменения из-за громких политических кампаний против формализма. Новый же виток ее развития возник лишь в 1960–1970-е благодаря кругу московских художников Владимира Фаворского, Ивана Ефимова, Алексея Зеленского и других.

Иллюстрации внутри книги структурированы по группам художников: ОСТ, «Группа 13», АХР и другие. К каждой персоналии дана краткая биографическая справка, что явный плюс для читателя, ведь многие имена почти неизвестны широкой аудитории.

Отдельного тома удостоился ленинградский художник Александр Ведерников. Интерес коллекционера к этой фигуре начался с книги Аллы Павлинской, которую Бабичев нашел в букинистическом магазине в 1990-е. Позднее, познакомившись с наследниками художника, Бабичев приобрел первые его работы. Искусствовед Александра Струкова, разбирая перипетии жизни и творчества Ведерникова, отмечает: «Находясь в поисках своего художественного языка, Ведерников буквально осуществил „смешенье французского с нижегородским“ в духе времени…» Действительно, влияние Пикассо, Марке и Матисса очевидно невооруженным глазом. Представляя ленинградского художника не только как литографа и акварелиста, но и в первую очередь как живописца и автора абстрактных композиций, Струкова отмечает его самобытный подход к изображению пейзажа: чтобы «работа была реалистична без тупого подглядывания на натуру». Этот том приурочен ко второй части выставки «Модернизм без манифеста», где в кругу других ленинградских художников Александру Ведерникову был отведен отдельный зал. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
7
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+