18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галеристы показывают все лучшее сразу на RA&AF

В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит ярмарка искусства и антиквариата Russian Art & Antique Fair 2019

Марьян Соколовский. Ваза «Гусляр». 1908–1917. Серебро, хрусталь. Экспозиция Антикварного салона на Кутузовском проспекте, 24. Фото: RA&AF
Марьян Соколовский. Ваза «Гусляр». 1908–1917. Серебро, хрусталь. Экспозиция Антикварного салона на Кутузовском проспекте, 24.
Фото: RA&AF

Это второй выпуск RA&AF и первая ярмарка, организованная компанией «Экспо-парк. Выставочные проекты» после того, как она лишилась постоянного пространства в Центральном доме художника, который прекратил свое существование 1 апреля нынешнего года.

Заметно сокращение количества участников — 85 против 107 в прошлом году. Принцип остается прежним: в одном пространстве объединены антиквары, галереи современного искусства и ювелирные бренды. Как сказал генеральный директор «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василий Бычков на открытии, «такой формат соединения классического искусства и современного мы скопировали с основных мировых антикварных шоу, таких как TEFAF и BRAFA». Из иностранных участников — только Kunstberatung Zürich c живописью Кузьмы Петрова-Водкина и Тамары де Лемпицки и графикой Сальвадора Дали.

На стенде «Владимир Ильич Некрасов» представлены произведения Гелия Коржева из коллекции Владимира Некрасова. Фото: RA&AF
На стенде «Владимир Ильич Некрасов» представлены произведения Гелия Коржева из коллекции Владимира Некрасова.
Фото: RA&AF

Застройка пространства отчетливо напоминает Moscow World Fine Art Fair — единственную в России по-настоящему международную ярмарку искусства с выраженным иностранным участием, проходившую в Манеже в 2004–2008 годах и в Экспоцентре на Красной Пресне в 2012–2013 годах. Вспоминая о MWFAF, многие российские антиквары и сейчас признают, что та ярмарка, может, и не принесла коммерческого успеха, зато продемонстрировала, что у нас можно делать ярмарки не хуже, чем на Западе. Но это было в «тучные годы», а теперь эстетическая и организационная стороны вопроса заботят участников куда меньше. Желая оправдать вложения в участие в RA&AF (очевидно, что аренда стенда в Манеже обошлась гораздо дороже, чем привычные ставки ЦДХ для Российских антикварных салонов), многие галеристы отказались от тематических стендов в пользу «сборной солянки» и показывают все лучше сразу: русскую классику, художников Серебряного века, декоративно-прикладное искусство. Оформление стендов тоже по принципу «кто во что горазд»: у одних — продуманные до мелочей пространства и свои, выполненные под старину витрины для фарфора и серебра, у других — нагромождение антиквариата в типовых стеклянных витринах, знакомых еще по ЦДХ.

Были, разумеется, и удачные варианты. Как всегда, выгодно смотрится «Петербургский антиквар» Михаила Суслова в начале центральной аллеи со стендом, оформленным в духе TEFAF: приглушенный свет, темные стены и точечное освещение спотами. Суслов привез в Москву коллекцию из 70 императорских пасхальных фарфоровых яиц XIX — начала ХХ века, а также русскую живопись, в том числе работы Сергея Виноградова, Петра Кончаловского, Константина Коровина, Роберта Фалька (масло «Негр. Париж», 1930-е, $160 тыс., включен в топ-лист RA&AF по версии экспертов), Ивана Шишкина (пейзаж среднего формата за $235 тыс.). Один из самых эстетских стендов — у «Антик-инвест» & Галереи графических искусств, центральным экспонатом которого стал двусторонний «Натюрморт с клевером»/«Портрет дамы в шляпе с зеленым эспри» 1910-х годов Фалька, недавно вернувшийся с монографической выставки в музее «Новый Иерусалим». Там же можно найти акварели Кузьмы Петрова-Водкина и Виктора Васнецова, масло Георгия Нисского и Василия Шухаева (за картину Нисского с изображением паровоза Андрей Дзамашвили просит $200 тыс., а за работу Шухаева — $150 тыс.). Еще из стильных экспозиций на ярмарке хочется выделить Polyot Gallery (Галерея «Полет»), где современная живопись соседствует с мебелью ар-деко — особенно хорош итальянский бар 1930-х годов с фасадами, обтянутыми шагреневой кожей (€25 тыс.).

Константин Сомов. «На даче». 1886. Фото: Галерея «Веллум»
Константин Сомов. «На даче». 1886.
Фото: Галерея «Веллум»

Галерея «Элизиум» на этот раз отказалась от идеи тематического стенда, зато показывает всего понемногу: театрального Юрия Пименова, живопись Андре Ланского, а также героев последних выставок Третьяковки — Архипа Куинджи и Илью Репина (женский портрет за $300 тыс.). Эксперты отметили на стенде «Элизиума» небольшую картину «Стадион „Динамо“. Зима» 1939 года Александра Дейнеки. Масло Репина можно найти и в галерее «Три века» Андрея Руденцова, как и редкого на рынке Карла Брюллова («Диана, Эндимион и сатир», 1849). Качественное декоративно-прикладное искусство традиционно представлено на стенде салона «Кутузовский, 24»: например, комплект для конфет по эскизу Федора Шехтеля из серебра и хрусталя, вошедший в экспертный топ-лист, и серебряный «Гусляр» Марьяна Соколовского ($150 тыс.).

Современное искусство на RA&AF участвует в двух форматах. Во-первых, экспозиция Living Together, которую спродюсировала галерея «Триумф». По словам Дмитрия Ханкина, эта экспозиция из 113 работ (десять галерей представили в среднем по десять работ) демонстрирует цеховую солидарность и сплоченность галеристов, которые необходимо проявить в непростые для российского арт-рынка времена. Тем не менее все работы продаются, и галеристы, специализирующиеся на современном искусстве, в отличие от коллег-антикваров, свои цены не скрывают (правда, все равно нет этикеток с ценами, как на некоторых западных ярмарках, но по запросу любой посетитель может ознакомиться с прайс-листом). Среди участников проекта Living Together — АРТ4, «Эритаж», GridchinHall, Ovcharenko, pop/off/art и другие. Здесь можно встретить и монументальные вещи Валерия Кошлякова (любопытен разброс цен: за «Пальмы» от «Эритажа» просят €120 тыс., а «Готику» Игорь Маркин в АРТ4 готов отдать и за €75 тыс.), и живопись Семена Файбисовича, выставка которого сейчас проходит в Третьяковской галерее (€30 тыс.), а также скульптуры AES+F (по €25 тыс.) и эффектный витраж в форме готической розы с персонажами «Симпсонов» группы Recycle Group (€58 тыс.). Во-вторых, некоторые галереи, в частности Anna Nova и «11.12», предпочли участвовать в ярмарке самостоятельно и занимают отдельные стенды.

Кузьма Петров-Водкин. «Архонт». 1904. Галерея Kunstberatung Zürich. Фото: RA&AF
Кузьма Петров-Водкин. «Архонт». 1904. Галерея Kunstberatung Zürich.
Фото: RA&AF

Как у любой приличной ярмарки, у RA&AF есть свой спецпроект, правда не в отдельном пространстве — ему отведен стенд внутри основной застройки. Экспозиция «500 неизвестных. Герои империи: воины, вельможи, аристократы» подводит итоги многолетнего труда Александра Кибовского, руководителя Департамента культуры города Москвы. Он начинал как научный сотрудник Музея-панорамы «Бородинская битва» и никогда не оставлял научного поприща. Пользуясь историко-предметным методом атрибуции, он вернул имена более чем 500 изображениям деятелей Российской империи, числившимся как «портреты неизвестных» в различных музейных и частных собраниях. В рамках спецпроекта в субботу 20 апреля состоится презентация книги Кибовского «500 неизвестных».

Еще одну эффектную экспозицию можно отнести к разряду спецпроектов, хотя она и называется иначе. Это большой стенд в самом начале ярмарки под названием «Владимир Ильич Некрасов», где представлена внушительная подборка произведений Гелия Коржева. Владимир Некрасов, коллекционер советского искусства, в прошлом владелец сети магазинов косметики «Арбат-престиж», является обладателем одного из самых больших частных собраний работ Коржева и несколько лет назад подарил три десятка из них Третьяковской галерее. На стенде Некрасова ни одна картина не продается, а экспозиция организована в просветительских целях. Впрочем, в кулуарах отмечают, что коллекционер (наряду с Зельфирой Трегуловой — см. ее недавнее интервью) активно продвигает Коржева, в том числе на Западе, как «русского Люсьена Фрейда».

«Петербургский антиквар» Михаила Суслова представляет коллекцию императорских пасхальных фарфоровых яиц XIX– ХХ вв. Фото: RA&AF
«Петербургский антиквар» Михаила Суслова представляет коллекцию императорских пасхальных фарфоровых яиц XIX– ХХ вв.
Фото: RA&AF

Отзывы о продажах по итогам первых трех дней работы весьма противоречивы. Некоторые из участников остались довольны тем, какие гости пришли на ВИП-превью в понедельник вечером, еще до открытия RA&AF, и отмечали, что мероприятие получилось светским, было много новых лиц, посетители задавали конкретные вопросы о работах, хотя продаж пока не было. Другие по секрету говорили, что живых денег еще не видели, но договоренности о покупках отдельных произведений уже есть. Впереди выходные, так что судить об итогах RA&AF 2019 рано.

Важно, что Russian Art & Antique Fair, как и Российские антикварные салоны, проходившие в ЦДХ, — это не только возможность для их участников найти новых клиентов и продать произведения искусства, но и место встречи галеристов, где они могут собраться и обсудить свои проблемы. Во время ярмарки обычно проходит собрание Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД). В этот раз, кстати, организация объявила о переименовании в МККАА — Международную конфедерацию коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. Видимо, упор на коллекционирование сделан для того, чтобы подчеркнуть значимость деятельности конфедерации и ее отдельных членов для русской культуры (вроде как арт-дилеры больше про деньги, а коллекционеры — про высокое искусство).

Насущное — правила ввоза и вывоза движимых культурных ценностей, страхование искусства, права собственности на произведения искусства и авторские права — профессионалы арт-рынка обсудили с юристами на Юридическом форуме в среду 17 апреля. Самой горячей и болезненной темой ожидаемо стали авторские отчисления с перепродажи произведений искусства («право следования»). МКААД давно добивается внесения поправок в этот закон.

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
3
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи
07.12.2023
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
6
В Месопотамии найдены древнейший истукан и кабан
Турецкие археологи обнаружили в Верхней Месопотамии удивительно детализированную скульптуру человека с выдающимися половыми признаками, а также скульптуру кабана с остатками красящих пигментов. Их возраст — около 11 тыс. лет
05.12.2023
В Месопотамии найдены древнейший истукан и кабан
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+