18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галеристы показывают все лучшее сразу на RA&AF

В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит ярмарка искусства и антиквариата Russian Art & Antique Fair 2019

Марьян Соколовский. Ваза «Гусляр». 1908–1917. Серебро, хрусталь. Экспозиция Антикварного салона на Кутузовском проспекте, 24. Фото: RA&AF
Марьян Соколовский. Ваза «Гусляр». 1908–1917. Серебро, хрусталь. Экспозиция Антикварного салона на Кутузовском проспекте, 24.
Фото: RA&AF

Это второй выпуск RA&AF и первая ярмарка, организованная компанией «Экспо-парк. Выставочные проекты» после того, как она лишилась постоянного пространства в Центральном доме художника, который прекратил свое существование 1 апреля нынешнего года.

Заметно сокращение количества участников — 85 против 107 в прошлом году. Принцип остается прежним: в одном пространстве объединены антиквары, галереи современного искусства и ювелирные бренды. Как сказал генеральный директор «Экспо-парк. Выставочные проекты» Василий Бычков на открытии, «такой формат соединения классического искусства и современного мы скопировали с основных мировых антикварных шоу, таких как TEFAF и BRAFA». Из иностранных участников — только Kunstberatung Zürich c живописью Кузьмы Петрова-Водкина и Тамары де Лемпицки и графикой Сальвадора Дали.

На стенде «Владимир Ильич Некрасов» представлены произведения Гелия Коржева из коллекции Владимира Некрасова. Фото: RA&AF
На стенде «Владимир Ильич Некрасов» представлены произведения Гелия Коржева из коллекции Владимира Некрасова.
Фото: RA&AF

Застройка пространства отчетливо напоминает Moscow World Fine Art Fair — единственную в России по-настоящему международную ярмарку искусства с выраженным иностранным участием, проходившую в Манеже в 2004–2008 годах и в Экспоцентре на Красной Пресне в 2012–2013 годах. Вспоминая о MWFAF, многие российские антиквары и сейчас признают, что та ярмарка, может, и не принесла коммерческого успеха, зато продемонстрировала, что у нас можно делать ярмарки не хуже, чем на Западе. Но это было в «тучные годы», а теперь эстетическая и организационная стороны вопроса заботят участников куда меньше. Желая оправдать вложения в участие в RA&AF (очевидно, что аренда стенда в Манеже обошлась гораздо дороже, чем привычные ставки ЦДХ для Российских антикварных салонов), многие галеристы отказались от тематических стендов в пользу «сборной солянки» и показывают все лучше сразу: русскую классику, художников Серебряного века, декоративно-прикладное искусство. Оформление стендов тоже по принципу «кто во что горазд»: у одних — продуманные до мелочей пространства и свои, выполненные под старину витрины для фарфора и серебра, у других — нагромождение антиквариата в типовых стеклянных витринах, знакомых еще по ЦДХ.

Были, разумеется, и удачные варианты. Как всегда, выгодно смотрится «Петербургский антиквар» Михаила Суслова в начале центральной аллеи со стендом, оформленным в духе TEFAF: приглушенный свет, темные стены и точечное освещение спотами. Суслов привез в Москву коллекцию из 70 императорских пасхальных фарфоровых яиц XIX — начала ХХ века, а также русскую живопись, в том числе работы Сергея Виноградова, Петра Кончаловского, Константина Коровина, Роберта Фалька (масло «Негр. Париж», 1930-е, $160 тыс., включен в топ-лист RA&AF по версии экспертов), Ивана Шишкина (пейзаж среднего формата за $235 тыс.). Один из самых эстетских стендов — у «Антик-инвест» & Галереи графических искусств, центральным экспонатом которого стал двусторонний «Натюрморт с клевером»/«Портрет дамы в шляпе с зеленым эспри» 1910-х годов Фалька, недавно вернувшийся с монографической выставки в музее «Новый Иерусалим». Там же можно найти акварели Кузьмы Петрова-Водкина и Виктора Васнецова, масло Георгия Нисского и Василия Шухаева (за картину Нисского с изображением паровоза Андрей Дзамашвили просит $200 тыс., а за работу Шухаева — $150 тыс.). Еще из стильных экспозиций на ярмарке хочется выделить Polyot Gallery (Галерея «Полет»), где современная живопись соседствует с мебелью ар-деко — особенно хорош итальянский бар 1930-х годов с фасадами, обтянутыми шагреневой кожей (€25 тыс.).

Константин Сомов. «На даче». 1886. Фото: Галерея «Веллум»
Константин Сомов. «На даче». 1886.
Фото: Галерея «Веллум»

Галерея «Элизиум» на этот раз отказалась от идеи тематического стенда, зато показывает всего понемногу: театрального Юрия Пименова, живопись Андре Ланского, а также героев последних выставок Третьяковки — Архипа Куинджи и Илью Репина (женский портрет за $300 тыс.). Эксперты отметили на стенде «Элизиума» небольшую картину «Стадион „Динамо“. Зима» 1939 года Александра Дейнеки. Масло Репина можно найти и в галерее «Три века» Андрея Руденцова, как и редкого на рынке Карла Брюллова («Диана, Эндимион и сатир», 1849). Качественное декоративно-прикладное искусство традиционно представлено на стенде салона «Кутузовский, 24»: например, комплект для конфет по эскизу Федора Шехтеля из серебра и хрусталя, вошедший в экспертный топ-лист, и серебряный «Гусляр» Марьяна Соколовского ($150 тыс.).

Современное искусство на RA&AF участвует в двух форматах. Во-первых, экспозиция Living Together, которую спродюсировала галерея «Триумф». По словам Дмитрия Ханкина, эта экспозиция из 113 работ (десять галерей представили в среднем по десять работ) демонстрирует цеховую солидарность и сплоченность галеристов, которые необходимо проявить в непростые для российского арт-рынка времена. Тем не менее все работы продаются, и галеристы, специализирующиеся на современном искусстве, в отличие от коллег-антикваров, свои цены не скрывают (правда, все равно нет этикеток с ценами, как на некоторых западных ярмарках, но по запросу любой посетитель может ознакомиться с прайс-листом). Среди участников проекта Living Together — АРТ4, «Эритаж», GridchinHall, Ovcharenko, pop/off/art и другие. Здесь можно встретить и монументальные вещи Валерия Кошлякова (любопытен разброс цен: за «Пальмы» от «Эритажа» просят €120 тыс., а «Готику» Игорь Маркин в АРТ4 готов отдать и за €75 тыс.), и живопись Семена Файбисовича, выставка которого сейчас проходит в Третьяковской галерее (€30 тыс.), а также скульптуры AES+F (по €25 тыс.) и эффектный витраж в форме готической розы с персонажами «Симпсонов» группы Recycle Group (€58 тыс.). Во-вторых, некоторые галереи, в частности Anna Nova и «11.12», предпочли участвовать в ярмарке самостоятельно и занимают отдельные стенды.

Кузьма Петров-Водкин. «Архонт». 1904. Галерея Kunstberatung Zürich. Фото: RA&AF
Кузьма Петров-Водкин. «Архонт». 1904. Галерея Kunstberatung Zürich.
Фото: RA&AF

Как у любой приличной ярмарки, у RA&AF есть свой спецпроект, правда не в отдельном пространстве — ему отведен стенд внутри основной застройки. Экспозиция «500 неизвестных. Герои империи: воины, вельможи, аристократы» подводит итоги многолетнего труда Александра Кибовского, руководителя Департамента культуры города Москвы. Он начинал как научный сотрудник Музея-панорамы «Бородинская битва» и никогда не оставлял научного поприща. Пользуясь историко-предметным методом атрибуции, он вернул имена более чем 500 изображениям деятелей Российской империи, числившимся как «портреты неизвестных» в различных музейных и частных собраниях. В рамках спецпроекта в субботу 20 апреля состоится презентация книги Кибовского «500 неизвестных».

Еще одну эффектную экспозицию можно отнести к разряду спецпроектов, хотя она и называется иначе. Это большой стенд в самом начале ярмарки под названием «Владимир Ильич Некрасов», где представлена внушительная подборка произведений Гелия Коржева. Владимир Некрасов, коллекционер советского искусства, в прошлом владелец сети магазинов косметики «Арбат-престиж», является обладателем одного из самых больших частных собраний работ Коржева и несколько лет назад подарил три десятка из них Третьяковской галерее. На стенде Некрасова ни одна картина не продается, а экспозиция организована в просветительских целях. Впрочем, в кулуарах отмечают, что коллекционер (наряду с Зельфирой Трегуловой — см. ее недавнее интервью) активно продвигает Коржева, в том числе на Западе, как «русского Люсьена Фрейда».

«Петербургский антиквар» Михаила Суслова представляет коллекцию императорских пасхальных фарфоровых яиц XIX– ХХ вв. Фото: RA&AF
«Петербургский антиквар» Михаила Суслова представляет коллекцию императорских пасхальных фарфоровых яиц XIX– ХХ вв.
Фото: RA&AF

Отзывы о продажах по итогам первых трех дней работы весьма противоречивы. Некоторые из участников остались довольны тем, какие гости пришли на ВИП-превью в понедельник вечером, еще до открытия RA&AF, и отмечали, что мероприятие получилось светским, было много новых лиц, посетители задавали конкретные вопросы о работах, хотя продаж пока не было. Другие по секрету говорили, что живых денег еще не видели, но договоренности о покупках отдельных произведений уже есть. Впереди выходные, так что судить об итогах RA&AF 2019 рано.

Важно, что Russian Art & Antique Fair, как и Российские антикварные салоны, проходившие в ЦДХ, — это не только возможность для их участников найти новых клиентов и продать произведения искусства, но и место встречи галеристов, где они могут собраться и обсудить свои проблемы. Во время ярмарки обычно проходит собрание Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД). В этот раз, кстати, организация объявила о переименовании в МККАА — Международную конфедерацию коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. Видимо, упор на коллекционирование сделан для того, чтобы подчеркнуть значимость деятельности конфедерации и ее отдельных членов для русской культуры (вроде как арт-дилеры больше про деньги, а коллекционеры — про высокое искусство).

Насущное — правила ввоза и вывоза движимых культурных ценностей, страхование искусства, права собственности на произведения искусства и авторские права — профессионалы арт-рынка обсудили с юристами на Юридическом форуме в среду 17 апреля. Самой горячей и болезненной темой ожидаемо стали авторские отчисления с перепродажи произведений искусства («право следования»). МКААД давно добивается внесения поправок в этот закон.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+