18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Те же, но в Манеже: репортаж с ярмарки Russian Art & Antique Fair

Сегодня в московском Манеже открывается ярмарка классического и современного искусства RAAF (13–18 февраля). В матче между классиками и современниками счет пока в пользу классиков

Открытия ярмарки ждали, мягко говоря, с нетерпением: по инициативе «Манежа» ее даты в последний момент сдвинулись на неделю позже. Впрочем, удивляться тут нечему: эта площадка не в первый раз преподносит арендаторам подобные сюрпризы. Russian Art & Antique Fair задумана по образцу европейских ярмарок вроде брюссельской BRAFA, где продается и антиквариат, и современное искусство, и она явно надеется со временем начать с ними конкурировать — английское название дано с расчетом на то, чтобы привлечь западных участников. Правда, пока их здесь можно пересчитать по пальцам одной руки. Зато в Манеже представлены все ведущие российские антиквары — даже те, кто в последние годы воздерживался от участия в Антикварных салонах в Центральном доме художника (именно их организатор, компания «Экспо-парк. Выставочные проекты», стоит и за новой ярмаркой). Например, «Три века», представившая на своем стенде подборку мебели XVIII–XIX веков и великолепный портрет Платона Зубова кисти Василия Тропинина, за который владелец Андрей Руденцов оптимистично просит $1,5 млн. Завладеть такой работой не отказались бы и лучшие российские музеи.

Близок к музейному уровню и некоммерческий проект «Портреты российских монархов из частных собраний. Венчание на царство». Куратором его выступил коллекционер и историк искусства Сергей Подстаницкий, предоставивший жемчужину собственной коллекции — портрет Марии Федоровны кисти Дмитрия Левицкого. Экспозиция, включающая «Портрет Александра I» Джорджа Доу, «Портрет Николая II» и другие обычно недоступные для публики шедевры, сама по себе хороший повод заглянуть в Манеж на этой неделе. Среди некоммерческих — и выставка живописи Владимира Вейсберга и Бориса Касаткина из собрания московского коллекционера Инны Баженовой.

Тенденция выставлять бок о бок с антиквариатом работы нонконформистов, наметившаяся еще в ЦДХ, присутствует и на новой ярмарке. Например, «Веллум» выставила на своем стенде работы Константина Коровина, Михаила Ларионова и Дмитрия Плавинского, а также отличную подборку графики Георгия Нисского. Были и стенды, целиком посвященные российскому «неофициальному искусству». Например, среди антикваров затесался работающий, по сути, в формате галереи музей АРТ4, представивший работы Ильи Кабакова, Александра Нея, Виктора Пивоварова, Леонида Пурыгина и других. Его владелец Игорь Маркин не оставляет надежд раскрутить собственный онлайн-аукцион — часть произведений, представленных на стенде, можно приобрести только через сайт. Маркин остался верен своей политике указывать на этикетках цены всех работ — довольно распространенная практика на зарубежных ярмарках, но пока экзотическая у нас.

Недоумение у знатоков вызвал совместный стенд галерей «Долгоруковская, 29» и NewOldArtGallery, объединившихся под смутно знакомым брендом «Другое искусство». С работами звезд неофициального искусства Владимира Яковлева и Олега Целкова, наивного художника Павла Леонова и гения российского ар-брют Леонида Пурыгина там почему-то соседствовали произведения Павла Пепперштейна и Ани Желудь. «Почему вы называетесь „Другое искусство“? У меня проект „Новая жизнь другого искусства“ в РГГУ висит уже почти три года, — поинтересовался у владельцев коллекционер Михаил Алшибая на ВИП-открытии ярмарки. — Название придумала, вообще-то, Наталья Тамручи в 1988 году, потом Талочкин его апроприировал». «Просто нам понравилось это название. Зато все понимают, о чем идет речь», — нимало не смутившись, ответил совладелец галереи «Долгоруковская, 29» Александр Фомин.

К счастью, все чаще галереи отказываются от ковровой развески в пользу более осмысленных экспозиционных ходов. Особенно эффектным получился стенд петербургского бюро «Гамаюн». Представленный на фоне красной стены керамический барельеф «Штангист» скульптора Елены Янсон-Манизер ($100 тыс.), когда-то украшавший снесенный ныне московский стадион «Динамо», притягивает к себе посетителей, словно магнит. А впечатляющая абстракция Евгения Михнова-Войтенко ($150 тыс.) подтверждает, что с нонконформистами в Петербурге тоже все в порядке.

Главное нововведение ярмарки — отдельная зона для современного искусства — изрядно озадачило посетителей. На выставке Living Together, как в доме Облонских, смешалось все: работы живых классиков Франциско Инфанте-Араны (АРТ4), Игоря Шелковского (pop/off/art), молодых художников Димы Ребуса, Устины Яковлевой (Artwin), Ани Желудь (АРТ4), Дмитрия Каварги (Savina Gallery) и немногочисленных иностранных авторов — Ральфа Касперса (Frolov Gallery), Йосмана Ботеро Гомеса и Генсу Ана («Триумф») — соединились в довольно неоднозначный коллаж. Произведения представили одиннадцать галерей, три из которых на данный момент не имеют собственных площадок (Pechersky, Artwin и Frolov), а одна, петербургская Savina Gallery, по словам ее владелицы Лизы Савиной, вообще уже закрылась.

Впрочем, бывших галеристов, как известно, не бывает, так что формальное закрытие никому из них не мешает оставаться активным игроком арт-рынка. Деления на стенды здесь нет. Работы из разных мест представлены вперемешку в одном пространстве, по которому курсируют галеристы и консультанты, готовые прийти на помощь потенциальным покупателям — при этом заметно превосходя последних по количеству. Такое решение предложила галерея «Триумф», по просьбе организаторов ярмарки выступившая координатором проекта — отсюда заметное преобладание ее художников. За экспозицию отвечал привлеченный галереей куратор Андрей Паршиков. Трое участников Living Together, помимо представительства в коллективной выставке, имеют и собственные стенды на ярмарке. (А у «Триумфа» здесь вообще фактически бенефис. В последний момент ему достался также стенд американской галереи Cart, чья экспозиция застряла на таможне. На освободившееся место переехала только что закрывшаяся в «Триумфе» выставка уличного художника Анатолия Akue, за день открытия успевшего расписать часть стены стенда.)

Рядом с Living Together разместился стенд аукционного дома Vladey с работами Валерия Кошлякова, Семена Файбисовича и Михаила Шварцмана. А свободное место заняла представленная коллекционером Назимом Мустафаевым экспозиция женской обуви и одежды «Ар-деко XX/20» — крайне любопытная, но смотревшаяся бок о бок с актуальным искусством, прямо скажем, неожиданно.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+