18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Петербурге преодолевают страх смерти

№72
Материал из газеты

В Манеже на выставке «Жизнь после жизни» представляют энциклопедию русского искусства за последние 260 лет, где реальные события смешаны с вымышленными историями, переживание темы смерти — с насмешкой над страхом неизбежного конца

ЦВЗ «Манеж» давно задумал проект о том, как преодолеть совершенно естественный для нормального человека страх смерти. Еще летом 2018 года художник Виталий Пушницкий разместил на одной из петербургских улиц баннер «Искусство как способ бессмертия», одновременно отвечая на вопрос о человеческих фобиях и предлагая провокационный способ борьбы с ними. Теперь куратор проекта «Жизнь после жизни», заведующая выставочным отделом ЦВЗ «Манеж» Елизавета Павлычева пригласила Пушницкого художественным консультантом. При помощи большой команды из 20 российских музеев они отобрали порядка 200 произведений — это живопись, графика, скульптура, созданные петербургскими художниками ни больше ни меньше как за последние 260 лет. То есть вся энциклопедия русского искусства на тему, где реальные события смешаны с вымышленными историями, факты — с легендами и мифами, переживания темы смерти — с насмешкой над страхом неизбежного конца.

На одном полюсе выставки — картина классициста Александра Литовченко «Харон перевозит души умерших через реку Стикс» (1860). Показывая молодые обнаженные тела, художник преодолевает страх смерти изображением красоты. На другом полюсе — голограмма современного художника-некрореалиста Владимира Кустова «Магический квадрат профессора Мишина № 42» (2012). Это и оммаж «Меланхолии» бессмертного Альбрехта Дюрера, и натуралистическая демонстрация разложившейся человеческой головы как знака тленности, и насмешка над изобретателями новых и новых «магических квадратов», словно они могут спасти органическую жизнь от ее естественного финала. Между ними — «Прометей» Григория Михайлова (1839) о вечной жизни и вечных муках, «Иоанн Креститель» (1999) и «Танец Саломеи» (2014) нашего современника Вячеслава Михайлова о трагической смерти библейского персонажа. В общем, любите жизнь, дамы и господа! 

Центральный выставочный зал «Манеж»
Жизнь после жизни
5 апреля – 22 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+