18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Подлинная цена джентльменства

№71
Материал из газеты

Опубликованные уже после смерти Всеволода Петрова воспоминания о Николае Пунине, Данииле Хармсе и Николае Тырсе показали его ценным мемуаристом

Впоследние годы происходит справедливое и полноценное возвращение в культуру имени ленинградского «офицера и джентльмена» Всеволода Петрова. Родился он в 1912 году в весьма почтенной семье: дед был генералом, инженером и членом Государственного совета, отец — одним из основателей российской онкологии. В 1929-м младший Петров стал экстерном исторического отделения факультета языкознания и материальной культуры Ленинградского университета. Студентом третьего курса поступил на службу в художественный отдел Русского музея, работал под руководством Николая Пунина. В годы войны был в действующей армии, в различных тыловых частях. А в 1949-м, в период борьбы с космополитизмом, Петрова уволили из музея, так что пришлось ему стать искусствоведом-литератором. За 30 лет он подготовил научные и популярные монографии о Карле Брюллове, Викторе и Юрии Васнецовых, Петре Клодте, Михаиле Козловском, Владимире Лебедеве, Кузьме Петрове-Водкине, объединении «Мир искусства», а также ряд статей для многотомной «Истории русского искусства». Вместе с другом Геннадием Гором они написали биографии Василия Перова, Василия Сурикова и Павла Федотова для детей. Скончался Всеволод Петров в 1978 году в Ленинграде.

И уже посмертно он оказался ценным мемуаристом, когда начали публиковать его воспоминания о Михаиле Кузмине, Николае Пунине, Николае Тырсе, Данииле Хармсе и других. А в 2006 году, после журнального издания его повести «Турдейская Манон Леско», выяснилось, что Петров был талантливым писателем. В 2017-м московская «Галеев-галерея» выпустила том его рассказов, дневников и стихов — и автор перешел из разделов чужих библиографий в статус скромной, но неугасимой звезды.

На недавней выставке и в ее каталоге Всеволод Петров выступает в роли Солнца, вокруг которого вращаются планеты — художники и литераторы. Тут калейдоскоп маленьких чудес и открытий. Иконографию заглавного героя — фотографии из семейного архива, портреты Мариам Асламазян, Татьяны Глебовой, Алисы Порет, Алексея Успенского, Татьяны Шишмаревой — сопровождают редкие автопортреты и портреты Анны Ахматовой, Александра Введенского, Ольги Гильдебрандт, Эриха Голлербаха, Михаила Кузмина, Дмитрия Митрохина… Есть и впервые публикуемые фотографии жен, возлюбленных и родственников ленинградских талантов. На свет выходят неизвестные стихи Лидии Аверьяновой и воспоминания Николая Лапшина, переписка Петрова с Ахматовой, Львом Гумилевым, Мариной Малич и даже с Турдейской Манон! Надеюсь, читатели оценят этого скромного художественного идеолога, доброжелательного мемуариста, подлинного аристократа (как известно, настоящий аристократ — это демократ), ревностного любовника. Каталог расскажет и о скандале Гумилева с Петровым, о судьбах ряда ленинградских художников, о спасении драматической музы героя — Екатерины Лившиц. 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+