18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Подлинная цена джентльменства

№71
Материал из газеты

Опубликованные уже после смерти Всеволода Петрова воспоминания о Николае Пунине, Данииле Хармсе и Николае Тырсе показали его ценным мемуаристом

Впоследние годы происходит справедливое и полноценное возвращение в культуру имени ленинградского «офицера и джентльмена» Всеволода Петрова. Родился он в 1912 году в весьма почтенной семье: дед был генералом, инженером и членом Государственного совета, отец — одним из основателей российской онкологии. В 1929-м младший Петров стал экстерном исторического отделения факультета языкознания и материальной культуры Ленинградского университета. Студентом третьего курса поступил на службу в художественный отдел Русского музея, работал под руководством Николая Пунина. В годы войны был в действующей армии, в различных тыловых частях. А в 1949-м, в период борьбы с космополитизмом, Петрова уволили из музея, так что пришлось ему стать искусствоведом-литератором. За 30 лет он подготовил научные и популярные монографии о Карле Брюллове, Викторе и Юрии Васнецовых, Петре Клодте, Михаиле Козловском, Владимире Лебедеве, Кузьме Петрове-Водкине, объединении «Мир искусства», а также ряд статей для многотомной «Истории русского искусства». Вместе с другом Геннадием Гором они написали биографии Василия Перова, Василия Сурикова и Павла Федотова для детей. Скончался Всеволод Петров в 1978 году в Ленинграде.

И уже посмертно он оказался ценным мемуаристом, когда начали публиковать его воспоминания о Михаиле Кузмине, Николае Пунине, Николае Тырсе, Данииле Хармсе и других. А в 2006 году, после журнального издания его повести «Турдейская Манон Леско», выяснилось, что Петров был талантливым писателем. В 2017-м московская «Галеев-галерея» выпустила том его рассказов, дневников и стихов — и автор перешел из разделов чужих библиографий в статус скромной, но неугасимой звезды.

На недавней выставке и в ее каталоге Всеволод Петров выступает в роли Солнца, вокруг которого вращаются планеты — художники и литераторы. Тут калейдоскоп маленьких чудес и открытий. Иконографию заглавного героя — фотографии из семейного архива, портреты Мариам Асламазян, Татьяны Глебовой, Алисы Порет, Алексея Успенского, Татьяны Шишмаревой — сопровождают редкие автопортреты и портреты Анны Ахматовой, Александра Введенского, Ольги Гильдебрандт, Эриха Голлербаха, Михаила Кузмина, Дмитрия Митрохина… Есть и впервые публикуемые фотографии жен, возлюбленных и родственников ленинградских талантов. На свет выходят неизвестные стихи Лидии Аверьяновой и воспоминания Николая Лапшина, переписка Петрова с Ахматовой, Львом Гумилевым, Мариной Малич и даже с Турдейской Манон! Надеюсь, читатели оценят этого скромного художественного идеолога, доброжелательного мемуариста, подлинного аристократа (как известно, настоящий аристократ — это демократ), ревностного любовника. Каталог расскажет и о скандале Гумилева с Петровым, о судьбах ряда ленинградских художников, о спасении драматической музы героя — Екатерины Лившиц. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+