18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Приоритет критика

Искусствовед, куратор Михаил Каменский в связи с открытием в ИРРИ выставки «Пора разобраться!» согласился объяснить нам, почему имя его отца, критика и публициста Александра Каменского, оказалось так прочно вписано в историю искусствознания

Выставка «Пора разобраться!» открылась в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) в Москве. Название она получила от заголовка статьи, опубликованной за несколько месяцев до событий, произошедших в Манеже на выставке «30 лет МОСХ», — событий, которые, по сути, завершили оттепельный период в культуре и искусстве. А начал его в своих статьях художественный критик, историк искусства и публицист Александр Абрамович Каменский (1922–1992), вокруг архива которого и строится выставка.

Александр Каменский стоял у истоков оттепельного искусствознания: сражался за объявленных формалистами классиков, подарил искусству 1960-х звучный термин «суровый стиль» и стал идеологом и соавтором концепции знаменитой выставки «30 лет МОСХ» в Манеже. Его сын, искусствовед и куратор Михаил Каменский, по просьбе нашей газеты согласился объяснить, почему имя Александра Каменского оказалось так прочно вписано в историю искусствознания.

1. В 1948 году 26-летний аспирант ГМИИ им. А.С.Пушкина Александр Каменский пришел к выводу, что картина Рембрандта, известная как «Автопортрет с Саскией на коленях», изображает не сцену из домашней жизни художника, а похождения блудного сына. В 1972 году рентгенологические исследования, проведенные специалистами Дрезденской картинной галереи, подтвердили открытие московского искусствоведа и позволили утвердить новое название картины — «Блудный сын в таверне».

2. Начиная с 1948 года Каменский отстаивал право художников, заклейменных советской идеологией как чуждых народу буржуазных формалистов, на место в истории отечественного искусства, в фондах музейных собраний и на стенах музейных экспозиций. Из-за этого искусствовед стал объектом травли и гонений в советской прессе. После смерти Сталина его критические статьи, в частности в журнале «Новый мир», открыли эпоху оттепели в советском искусствознании. В них Каменский называет основные проблемы современного искусства: культ личности как источник деформации представлений о правде; разрушительное влияние Александра Герасимова, Дмитрия Налбандяна и других символов парадного официоза того времени на художественную политику страны; провозглашение «культовых полотен» высшим достижением и образцом для подражания.

3. Каменский выступил идеологом молодых художников, олицетворявших собой современное передовое искусство 1960-х, свободное от извращений культа личности. Критик сформулировал эстетическую платформу молодого искусства и дал ему название «суровый стиль». Как один из соавторов концепции выставки «30 лет МОСХ» (1962) он добился изменения стереотипа отчетных выставок, традиционно начинавшихся с парадных портретов вождей и картин, победно рапортующих о торжестве социализма. Выступив как куратор, он разместил на переднем плане произведения репрессированных и незаслуженно забытых мастеров МОСХа 1920–1930-х годов. В частности, одно из центральных мест в экспозиции Каменский отдал работе «Обнаженная» Роберта Фалька, впоследствии вызвавшей ярость Никиты Сергеевича Хрущева.

4. В 1964 году первым среди художественных критиков подверг некомплиментарному разбору произведения Ильи Глазунова.

5. В 1966 году Каменский закончил рукопись книги, посвященной истории отечественного искусства советского периода. Рукопись оказалась неприемлемой для советских издательств и в обход цензуры вышла в 1969 году в Болгарии под названием «Искусство гуманизма», причем только на болгарском и немецком. В ней впервые в послевоенный период в едином контексте истории советского искусства наряду с официально признанными мастерами были упомянуты имена Натана Альтмана, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Марка Шагала и Давида Штеренберга, репродуцированы их картины. В течение нескольких лет по настоянию советской стороны книга была запрещена к распространению.

6. В начале 1960-х годов вступил в переписку с Шагалом, готовя книгу о главном, российском периоде жизни художника. В течение трех десятилетий, преодолевая идеологический запрет на имя художника, по крохам собирал уникальный материал. Не имея возможности публиковать результаты своих исследований, читал лекции о художнике, делал все, чтобы вернуть имя Шагала в историю русского искусства и переместить его произведения из закрытых запасников в музейные экспозиции. Александр Каменский стал первым советским искусствоведом второй половины ХХ века — автором системного исследования творческого пути Марка Шагала. Отечественные издательства отказались публиковать фундаментальный труд Каменского, посвященный художнику. В 1988 году, в значительно сокращенном виде, книга вышла во Франции. Полностью монография «Марк Шагал — художник из России» была издана в 2005 году и стала вторым исследованием о Шагале на русском языке после вышедшей в 1918 году книги Абрама Эфроса и Якова Тугендхольда.

Оставшийся после Александра Каменского архив — уникальный свод документов целой эпохи в художественно-политической истории искусства нашей страны, с 1950-х до 1990-х годов. Эти материалы позволяют по-новому увидеть и понять отечественное искусство XX столетия — как через призму бюрократической переписки и стенограмм заседаний, так и через неопубликованные статьи, сатиры и личные письма. В настоящий момент ИРРИ оцифровал почти 20 тыс. листов документов и фотографий из этого архива. На выставке архивная часть представлена в сопровождении произведений Сергея Коненкова, Александра Лабаса, Мартироса Сарьяна, Владимира Фаворского, Роберта Фалька, Марка Шагала и других художников. Параллельно с выставкой ИРРИ планирует публикацию архивов Александра Каменского на онлайн-платформе «Сеть архивов российского искусства» (RAAN), основанной Музеем современного искусства «Гараж».

Институт русского реалистического искусства
Пора разобраться! Архив Александра Каменского. Художники и критики
5 апреля – 11 августа

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+