18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Приоритет критика

Искусствовед, куратор Михаил Каменский в связи с открытием в ИРРИ выставки «Пора разобраться!» согласился объяснить нам, почему имя его отца, критика и публициста Александра Каменского, оказалось так прочно вписано в историю искусствознания

Выставка «Пора разобраться!» открылась в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) в Москве. Название она получила от заголовка статьи, опубликованной за несколько месяцев до событий, произошедших в Манеже на выставке «30 лет МОСХ», — событий, которые, по сути, завершили оттепельный период в культуре и искусстве. А начал его в своих статьях художественный критик, историк искусства и публицист Александр Абрамович Каменский (1922–1992), вокруг архива которого и строится выставка.

Александр Каменский стоял у истоков оттепельного искусствознания: сражался за объявленных формалистами классиков, подарил искусству 1960-х звучный термин «суровый стиль» и стал идеологом и соавтором концепции знаменитой выставки «30 лет МОСХ» в Манеже. Его сын, искусствовед и куратор Михаил Каменский, по просьбе нашей газеты согласился объяснить, почему имя Александра Каменского оказалось так прочно вписано в историю искусствознания.

1. В 1948 году 26-летний аспирант ГМИИ им. А.С.Пушкина Александр Каменский пришел к выводу, что картина Рембрандта, известная как «Автопортрет с Саскией на коленях», изображает не сцену из домашней жизни художника, а похождения блудного сына. В 1972 году рентгенологические исследования, проведенные специалистами Дрезденской картинной галереи, подтвердили открытие московского искусствоведа и позволили утвердить новое название картины — «Блудный сын в таверне».

2. Начиная с 1948 года Каменский отстаивал право художников, заклейменных советской идеологией как чуждых народу буржуазных формалистов, на место в истории отечественного искусства, в фондах музейных собраний и на стенах музейных экспозиций. Из-за этого искусствовед стал объектом травли и гонений в советской прессе. После смерти Сталина его критические статьи, в частности в журнале «Новый мир», открыли эпоху оттепели в советском искусствознании. В них Каменский называет основные проблемы современного искусства: культ личности как источник деформации представлений о правде; разрушительное влияние Александра Герасимова, Дмитрия Налбандяна и других символов парадного официоза того времени на художественную политику страны; провозглашение «культовых полотен» высшим достижением и образцом для подражания.

3. Каменский выступил идеологом молодых художников, олицетворявших собой современное передовое искусство 1960-х, свободное от извращений культа личности. Критик сформулировал эстетическую платформу молодого искусства и дал ему название «суровый стиль». Как один из соавторов концепции выставки «30 лет МОСХ» (1962) он добился изменения стереотипа отчетных выставок, традиционно начинавшихся с парадных портретов вождей и картин, победно рапортующих о торжестве социализма. Выступив как куратор, он разместил на переднем плане произведения репрессированных и незаслуженно забытых мастеров МОСХа 1920–1930-х годов. В частности, одно из центральных мест в экспозиции Каменский отдал работе «Обнаженная» Роберта Фалька, впоследствии вызвавшей ярость Никиты Сергеевича Хрущева.

4. В 1964 году первым среди художественных критиков подверг некомплиментарному разбору произведения Ильи Глазунова.

5. В 1966 году Каменский закончил рукопись книги, посвященной истории отечественного искусства советского периода. Рукопись оказалась неприемлемой для советских издательств и в обход цензуры вышла в 1969 году в Болгарии под названием «Искусство гуманизма», причем только на болгарском и немецком. В ней впервые в послевоенный период в едином контексте истории советского искусства наряду с официально признанными мастерами были упомянуты имена Натана Альтмана, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Марка Шагала и Давида Штеренберга, репродуцированы их картины. В течение нескольких лет по настоянию советской стороны книга была запрещена к распространению.

6. В начале 1960-х годов вступил в переписку с Шагалом, готовя книгу о главном, российском периоде жизни художника. В течение трех десятилетий, преодолевая идеологический запрет на имя художника, по крохам собирал уникальный материал. Не имея возможности публиковать результаты своих исследований, читал лекции о художнике, делал все, чтобы вернуть имя Шагала в историю русского искусства и переместить его произведения из закрытых запасников в музейные экспозиции. Александр Каменский стал первым советским искусствоведом второй половины ХХ века — автором системного исследования творческого пути Марка Шагала. Отечественные издательства отказались публиковать фундаментальный труд Каменского, посвященный художнику. В 1988 году, в значительно сокращенном виде, книга вышла во Франции. Полностью монография «Марк Шагал — художник из России» была издана в 2005 году и стала вторым исследованием о Шагале на русском языке после вышедшей в 1918 году книги Абрама Эфроса и Якова Тугендхольда.

Оставшийся после Александра Каменского архив — уникальный свод документов целой эпохи в художественно-политической истории искусства нашей страны, с 1950-х до 1990-х годов. Эти материалы позволяют по-новому увидеть и понять отечественное искусство XX столетия — как через призму бюрократической переписки и стенограмм заседаний, так и через неопубликованные статьи, сатиры и личные письма. В настоящий момент ИРРИ оцифровал почти 20 тыс. листов документов и фотографий из этого архива. На выставке архивная часть представлена в сопровождении произведений Сергея Коненкова, Александра Лабаса, Мартироса Сарьяна, Владимира Фаворского, Роберта Фалька, Марка Шагала и других художников. Параллельно с выставкой ИРРИ планирует публикацию архивов Александра Каменского на онлайн-платформе «Сеть архивов российского искусства» (RAAN), основанной Музеем современного искусства «Гараж».

Институт русского реалистического искусства
Пора разобраться! Архив Александра Каменского. Художники и критики
5 апреля – 11 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+