Многоуважаемый шкаф и прочая неоготика «Версаля на Зацепе»

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина весной планирует показать отреставрированные интерьеры парадного вестибюля и воссозданный объем зимнего сада

Исторические интерьеры музея в 30-е годы. Фото: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
Исторические интерьеры музея в 30-е годы.
Фото: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

Во время Великой Отечественной войны в здании музея разместили зенитную часть, поскольку его окна выходили на стратегический объект — Павелецкий вокзал. Когда немцы бомбили вокзал, доставалось и музею. «На чердаке в южной части здания, выходящей на Садовое кольцо, обнаружены следы пожара, так что наш музей тогда уцелел каким-то чудом», — рассказывает Ирина Смирнова, архитектор и заместитель генерального директора музея по развитию. Удивительно, но после победы особняк как следует не отреставрировали. «Утраты витражей в парадном вестибюле, выбитых ударной волной от взрывов во время войны, мы восполняем только сейчас. По сути, это первая научная реставрация здания за 125 лет», — добавляет Смирнова.

Ворота особняка А.А.Бахрушина. 1900-е гг. Фото: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
Ворота особняка А.А.Бахрушина. 1900-е гг.
Фото: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

Самая красивая часть интерьеров музея — парадный вход и вестибюль с лестницей. Лишь здесь сохранилось подлинное декоративное оформление в стиле модерн. В первом тамбуре центрального входа отреставрированы дверные полотна и метлахская плитка на полу, восстановлена колеровка стен и стрельчатого свода. В самом вестибюле дополнены в правильных оттенках гигантские витражные окна, расчищена настенная и потолочная живопись. Верхняя площадка парадного вестибюля, стены которого обиты штофом, тоже предстанет в первозданной красе: здесь будет воссоздано утраченное кованое ограждение лестницы. Увы, заказывать реплики старинных светильников для музея дорого, да и советские люстры, когда-то подаренные столичным метрополитеном, прижились в историческом интерьере.

Работы коснулись и северо-восточного угла особняка. Архитектор Карл Гиппиус изначально устроил здесь белокаменную открытую лестницу в итальянском стиле, плавно спускавшуюся в сад. Затем Бахрушины поняли, что в нашем климате это бессмысленная роскошь. Сотрудник мастерской Федора Шехтеля Илья Бондаренко спроектировал на этом месте застекленный зимний сад, использовав лестницу в качестве основания. Новое помещение увенчивалось пирамидой со стеклянной кровлей. Эта конструкция рухнула во время Великой Отечественной — и вот наконец будет восстановлена в соответствии с найденной исторической фотографией 1910-х годов. Жена Алексея Бахрушина запечатлела на ней сына, катающегося со снежной горки; на заднем плане отчетливо просматривается шатер зимнего сада. 

Особняк А.А.Бахрушина. Общий вид со стороны Зацепского Вала. 1900-е гг. Фото: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
Особняк А.А.Бахрушина. Общий вид со стороны Зацепского Вала. 1900-е гг.
Фото: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

«Теперь в нашем музее появится еще одно большое выставочное пространство, — говорит генеральный директор Дмитрий Родионов. — Мы организуем в нем экспозицию бюстов деятелей театра, а также поставим диванчики, создав зону рекреации. Сейчас мы работаем с историками ландшафтного дизайна и комнатного цветоводства, которые на основе старинных фотографий и архивных данных помогают нам подобрать именно те растения, которые были модными в эпоху модерна и могли украшать русский зимний сад 1900–1910-х годов». В 2015 году в цокольном этаже был открыт восстановленный по исторической фотографии нижний кабинет Бахрушина, куда вернулись родные мебель и картины. Ныне подошла очередь парадного вестибюля, граненой столовой и кабинета, расположенных на основном этаже. 

Граненая столовая. 1900-е гг. Фото: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
Граненая столовая. 1900-е гг.
Фото: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

Граненая столовая с витражными окнами, выходящими на восток, к сожалению, полностью утратила прежнюю отделку, поэтому для придания ей исторического облика использованы реплики печатных обоев с изображением чертополоха, тканых фризов с растительным орнаментом, воссозданных по фотографиям, как и кессонированный потолок. 

В историческую столовую вернутся два знаменитых резных неоготических буфета, реставрация которых выполнялась впервые за все время их бытования. Чудом обнаружился и еще один подлинный бахрушинский шкаф, заказанный хозяином по рисункам Николая Султанова в Абрамцевских мастерских. Оказалось, он стоит в Российской государственной библиотеке искусств на Большой Дмитровке, где используется для хранения книг. Музей мечтает вернуть этот мемориальный шкаф на исконное место. 

Особняк А.А.Бахрушина. Современный вид. Фото: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
Особняк А.А.Бахрушина. Современный вид.
Фото: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

Кроме того, к концу подошла реставрация фасадов, которая длилась несколько последних лет и оказалась весьма непростой из-за воздействия агрессивной среды Садового кольца. Восстановить первоначальный облик особняка оказалось сложно: изначально силуэт здания диктовали многочисленные каминные трубы, но в советское время все эти камины были снесены.
Следующий этап реставрации, включающий объем служебной лестницы, помещение бывшей буфетной и коридор цокольного этажа, музей предполагает закончить к осени, когда он будет праздновать свое 125-летие. 

Справка

«Версаль на Зацепе» до и после революции

Здание Театрального музея — особняк его основателя, купца Алексея Бахрушина (1865—1929), усадьба которого с садом и фонтаном занимала большую часть квартала, поражая москвичей своей красотой. Дом в стиле английской псевдоготики был построен в 1896 году по проекту Карла Гиппиуса. В последующие годы Бахрушин его видоизменял, приспосабливая под нужды семьи, а также для показа своей частной коллекции, позже превращенной им в открытый публичный музей. В 1941 году здание хотели снести при расширении Садового кольца и построить на его месте большой дом в стиле сталинский ампир, но этим планам помешала война. В ходе бомбардировок Москвы особняк пострадал, однако намного более значительные утраты он понес в послевоенные годы, когда по разным соображениям были почти полностью уничтожены его уникальные интерьеры.

Еще…
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+