Фасадам «Версаля на Зацепе» вернут исторический облик

№42, апрель 2016
№42
Материал из газеты

Комплекс главного здания Театрального музея имени А. А. Бахрушина за последние годы прирос участками с бывшей макаронной фабрикой и медсанчастью, он практически вернулся в исторические границы

Карл Гиппиус. Дом Бахрушина. 1896. Акварель
Карл Гиппиус. Дом Бахрушина. 1896. Акварель

Фасады главного здания Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина затянуты лесами, на них идут реставрационные работы, по завершении которых в начале лета особняк внешне вернется к первоначальному замыслу Карла Гиппиуса, семейного архитектора купцов Бахрушиных и автора китайской стилистики чайного магазина Перлова на Мясницкой.

В этот дом, построенный в конце 1890-х годов в духе английской готики на подаренном к свадьбе участке, Алексей Бахрушин пере­ехал вскоре после женитьбы. Молодые супруги сразу отвели несколько комнат в цокольном этаже для хранения театральной коллекции, которая к настоящему времени разрослась до 1,5 млн экспонатов. С момента постройки особняк никогда серьезно не реставрировался, лишь в середине прошлого века его внутреннее устройство было серьезно изменено; пышный декор остался только на парадном входе, а косметические работы на фасадах проводились почти 30 лет назад.

«Мы максимально восстанавливаем те детали, которые по проекту были неотъемлемой частью экстерьера здания, но по разным причинам пострадали. Например, когда исчезло печное отопление, исчезли и навершия очень красивых печных труб. Все это мы восстанавливаем. К счастью, сохранились чертежи и фотографии», — рассказал TANR генеральный директор музея Дмитрий Родионов.

Стремление музейщиков сохранить здание позволило в 2014 году неожиданно пополнить собрание бюстами выдающихся театральных деятелей, спрятанными в подлестничном пространстве. Сейчас некоторые из них, как, например, барельеф Сандро Моисси в роли Эдипа Анны Голубкиной, выставляются, а другие ожидают реставрации.

«Советская вешалка на 20 крючков нам всем как-то надоела, мы попытались обустроить зону приема посетителей, раскрыли проходы с главной лестницы в цокольный этаж, которые в советское время заложили кирпичами, и обнаружили бюсты. Предположительно, они оказались там из-за спешной эвакуации в начале Великой Отечественной войны», — рассказал директор музея.

Благодаря тому, что комплекс главного здания музея за последние годы прирос участками с бывшей макаронной фабрикой и медсанчастью, он практически вернулся в исторические границы «Версаля на Зацепе», как называли усадьбу современники Бахрушина за необычную архитектуру особняка и пышный сад. Уже сейчас на расчищенном от руин фабрики участке зеленеет газон, а весной приведут в порядок территорию медсанчасти, где к середине 2018 года планируется открыть музейный центр.

После того как завершатся работы на исторической ограде и выходящих на Садовое кольцо и улицу Бахрушина фасадах, специалисты приступят к боковым фасадам и восстановлению зимнего сада. Что касается утраченного внутреннего убранства, то, как шутит Родионов, его можно будет воссоздать, если на музей свалятся хотя бы несколько миллионов долларов. Пока же Министерство культуры РФ на все преобразования и расширение музея выделяет порядка 420 млн руб. на период с 2015 по 2018 год.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+