18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Золотой запас» Сахары периода ее средневекового процветания

№72
Материал из газеты

Когда-то пустыня была оживленной торговой площадкой

Эта выставка призвана радикально изменить традиционное представление о пустыне Сахаре как о мертвой зоне на географической и исторической карте мира. Когда-то, с распространением в этом регионе ислама, она была важным маршрутом для торговых караванов, о чем свидетельствуют археологические находки: золото, керамика, стекло, предметы из меди. На подготовку выставки, по признанию ее куратора Кэтлин Бикфорд Берзок, ушло восемь лет. «Это очень богатая история, о которой известно до обидного мало. В мировых музеях искусство Африки представлено экспонатами времени колониализма и работорговли».

Выставка призвана расширить историческую картину континента за счет периода Средневековья, с VIII по XVI век, показать его как ранний пример глобализации и мультикультурализма. В экспозиции — около 250 предметов, найденных во время археологических раскопок в Мали, Марокко и Нигерии — странах, которые сегодня расположены на западных, северных и южных границах торговых путей средневековой Сахары.

Помимо золотых изделий, среди которых украшения из гробницы в Нигерии и золото, найденное после кораблекрушений и контрабандой выво­зившееся из Марокко в Англию, здесь и не менее ценные артефакты, которые могут немало рассказать о торговых связях того времени. Например, бусина ­­­X–XI веков из Египта или Сирии в виде спаянных вместе золотых капелек. Или осколок китайского фарфора с сине-зеленой глазурью из раскопок в Мали. Он датируется X–XII веками и свидетельствует о том, какое широкое распространение уже тогда имели китайские товары. Бикфорд Берзок рассчитывает на то, что, глядя на эти фрагменты, посетители выставки смогут «включить воображение» и воссоздать картину мира того времени. В этом им помогут включенные в экспозицию похожие целые предметы XVII–XXI веков. «Это спорный прием, но без него не получилось бы и этой выставки», — уверена куратор. 

В сентябре выставка отправится в Музей Ага-хана в Торонто, а затем в Национальный музей африканского искусства в Вашингтоне.  

Музей искусства Мэри и Ли Блок Северо-Западного университета
Караваны золота. Фрагменты времени
До 21 июля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+