18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Золото инков привезли в Петербург

На выставке в Российском этнографическом музее показывают около сотни экспонатов из частного музея «Золото Перу»

Выставка «Золото империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации» приурочена к 50-летию установления дипломатических отношений с Перу и посвящена истории и культуре цивилизаций, существовавших на территории этого латиноамериканского государства до прихода испанских завоевателей в XVI веке.

Всего в парадном Мраморном зале представлено 86 предметов, датируемых периодом с V века до н.э. по первую треть XVI века н.э. Это экспонаты из частного музея «Золото Перу», созданного в Лиме известным перуанским бизнесменом и общественным деятелем Мигелем Мухикой Гальо. Деятельностью музея управляет Фонд имени Гальо, который возглавляют его внучки. Всего коллекция музея «Золото Перу» насчитывает около 7 тыс. экспонатов, из них более 1,5 тыс. — изделия из золота, созданные ювелирами древних цивилизаций, остальные — предметы из других металлов, камня, дерева, керамика. Москвичи в 2013 году могли видеть часть собрания этого музея на выставке «1000 лет золота инков» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

В Петербурге подобной выставки перуанских предметов до сих пор не было. Здесь проходили показы культур ацтеков и майя, а южноамериканские цивилизации демонстрируются впервые. Но словосочетание «золото инков» в названии выставки — это скорее маркетинговый ход, чем отражение реального содержания. По словам самого авторитетного петербургского археолога и этнографа, специалиста по перуанским цивилизациям Юрия Березкина, на выставке представлены в основном доинкские культуры. К собственно культуре инков относится единственный экспонат — серебряный сосуд в форме головы ламы. Остальные предметы дают представление обо всем разнообразии культур и цивилизаций, существовавших на территории современного Перу в древности.

Как рассказал Юрий Березкин, первое золото появляется здесь в Х веке до н.э., когда в Древней Греции уже закончилась Троянская война. «Но эта цивилизация намного древнее, — считает историк и этнограф. — Первые цивилизации — с городами, храмами — возникли в Перу почти за 15 тыс. лет до н.э. И, на мой взгляд, ни с одной цивилизацией мы, европейцы, не разошлись так далеко, как с перуанской, даже ацтеки нам гораздо ближе и понятнее. Именно поэтому эта культура так интересна».

В специально сделанных для выставки витринах находятся предметы, найденные археологами главным образом при раскопках захоронений. Потому что на протяжении почти пяти веков после открытия Америки Колумбом испанцы, а за ними и другие любители наживы нещадно грабили эти земли, и практически все золото, находившееся на поверхности, было вывезено в Европу и по большей части переплавлено. 

На выставке в Петербурге можно увидеть многочисленные предметы, которыми украшали умерших, отправлявшихся в последний путь. Это золотые маски, украшения для носа, ушей, нагрудные пекторали. Тут же — ритуальные ножи, музыкальные инструменты, керамические сосуды. «Здесь показаны, по возможности, самые лучшие вещи, — считает Юрий Березкин. — Перуанская культура настолько богата и разнообразна, что представить ее на одной выставке невозможно. Это все равно, как если бы попытаться представить на одной выставке культуру Европы или России».

Сейчас в Перу ведутся интенсивные археологические исследования, но до сих пор раскопано и изучено не более 20% историко-культурных памятников. Между тем в музеях и частных коллекциях Европы и США находится немало перуанских сокровищ доколумбовой эпохи. На вопрос корреспондента TANR, не собирается ли Перу по примеру некоторых государств Африки и Азии требовать возвращения на родину своего национального достояния, археолог, специалист по древней перуанской культуре Патрисия Арана ответила, что правительство ее страны как раз разрабатывает программу их возращения на родную землю.

В российских музеях древних перуанских предметов крайне мало. В ГМИИ им. Пушкина есть коллекция керамики культуры моче, но сейчас в постоянной экспозиции она не представлена. Несколько предметов доколумбовой эпохи из Перу есть в Кунсткамере, в Эрмитаже. Мумия девочки из Перу хранится в коллекции Этнографического музея Казанского университета. Но в целом перуанская история остается для нашего зрителя загадкой. Именно поэтому руководство Российского этнографического музея решило увеличить сроки выставки — она продлится до 1 августа — и изменить график экспонирования (выставка открыта до 20:00).

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+