18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ленинградское послевоенное искусство по «групповому признаку»

В петербургском Музее нонконформистского искусства проходит выставка работ из собрания Николая Кононихина

Главные герои выставки в петербургском Музее нонконформистского искусства (в составе арт-центра «Пушкинская, 10») — ленинградские художники послевоенного периода — как признанные классики, так и незаслуженно забытые — из собрания Николая Кононихина.

Экспозицию «Искусство глазами коллекционера» составили около 50 произведений живописи и графики, представленные по «групповому признаку» — от советского импрессионизма, ленинградских учеников «Бубнового валета» и «группы одиннадцати» до художников мастерской ленинградской литографии, круга Павла Кондратьева, общества «Аполлон». Эту выставку можно было бы назвать своеобразной историей ленинградского андерграунда, но сам Николай Кононихин, коллекционер и искусствовед, считает разделение искусства послевоенного периода на официальное и неофициальное неправильным.

«Цель моей выставки — опровергнуть разобщенность официального и неофициального, потому что в жизни все было сложнее, все переплеталось, а не противостояло друг другу, — рассказал Николай Кононихин. — Разве можно сказать, что художники, например, из ленинградских литографских мастерских были только официальными или неофициальными? А группа Павла Кондратьева? Они же все были членами Союза художников, состояли в ЛОСХе, но при этом и Павел Кондратьев, и Владимир Стерлигов передавали свою эстафету учебы у запрещенных тогда мастеров русского авангарда своим ученикам!»

С авторами многих работ, представленных на выставке, Николай Кононихин был знаком лично или дружил с их родными. Первый зал экспозиции — своеобразный вход в модернизм. Дальше показаны ученики Александра Осмеркина Иван Годлевский, Виктор Тетерин, Сергей Осипов, Ольга Богаевская, воспринявшие эстетику «Бубнового валета». Затем представлены работы «группы одиннадцати»: Завена Аршакуни, Валерия Ватенина, Германа Игошина, Виталия Тюленина, Константина Симуна. Среди представленных авторов есть и незаслуженно забытые имена: например, Григорий Израилевич, Борис Стародубцев. А работа Стародубцева «ДТП» сохранилась только благодаря стараниям коллекционеров: она чуть не сгорела во время пожара, и след от сапога пожарного, заметный на поверхности картины, теперь стал ее неотъемлемой частью. В планах собирателя — передать это произведение в музей.

«Я всегда выбирал работы с точки зрения того, как они будут смотреться в музейном зале, — рассказал коллекционер. — К ужасу моей жены, меня никогда не интересовало, как картина будет выглядеть на стенах квартиры. Приносил вещи домой, ставил в угол и начинал обдумывать музейный проект. И я рад, что могу внести свой вклад в просветительскую работу, потому что, увы, многих ленинградских художников второй половины XX века до сих пор плохо знают. Учеников Александра Осмеркина как 20 лет назад не знали, так и теперь мало знают. Поэтому появилась и эта выставка, и мой цикл лекций, которые я читаю в Русском музее».

На протяжении всей работы выставки Николай Кононихин будет читать свои лекции в Музее нонконформистского искусства по субботам.

Выставка продлится до 21 апреля.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+