«Акварели из-под ковра» Веры Матюх выставили в Санкт-Петербурге

№61, март 2018
№61
Материал из газеты

Куратор Николай Кононихин разобрал наследие художницы, дополнив ее самые смелые акварели и рисунки отрывками из книги отзывов с выставки 1987 года

Вера Матюх. «На пляже». 1970-е. Фото: Архив Николая Кононихина
Вера Матюх. «На пляже». 1970-е.
Фото: Архив Николая Кононихина

В прошлом году куратору нынешней выставки Николаю Кононихину посчастливилось приобрести на аукционе книгу отзывов с выставки Веры Матюх (1910–2003), что прошла весной 1987 года в Ленинградском отделении Союза художников (ЛОСХ). Столь ценная для искусствоведа находка стала для него ценной вдвойне, поскольку в последние годы по инициативе Александра Порай-Кошица, сына художницы, ему довелось разбирать ее наследие. В 1990-е Кононихин был знаком с Верой Федоровной, бывал у нее в квартире на Дворцовой набережной, где под большим ковром в гостиной она хранила свои работы — и иногда показывала. Также пару раз в год ее акварели можно было увидеть на выставках общества «Аполлон». Не нежные, воздушные, поэтичные произведения, какими принято представлять работы в этой технике, а большие перепачканные листы, сработанные крепкой «рукой столяра», часто протертые до дыр, клеенные-переклеенные яркими коллажными вставками. И темы под стать — взывающие к милосердию угловатые фигуры солдатских матерей, нищих, бомжей и рыночных торговок. Вновь встретившись с «наследием из-под ковра», Николай Кононихин был поражен не только количеством листов, но также смелостью и масштабом экспериментов в области цвета, рисунка, ритмики линий, которыми начиная с 1960-х занималась Вера Матюх. Многие темы разрабатывались ею десятилетиями. И нужна была большая смелость, чтобы показать эти эксперименты на персональной выставке в Союзе художников — организации в те годы весьма консервативной. 

Книга отзывов с выставки Веры Матюх 1987 года наглядно показывает, как отнеслись к ее творчеству коллеги-художники, коллекционеры и просто обычные зрители. Диапазон мнений простирался тогда от восторженно-хвалебных до обличительно-ругательных. На выставке в Доме Матюшина будет представлено около 20 наиболее смелых акварелей и рисунков Веры Матюх. А дополнят экспозицию «живые» отзывы зрителей из той самой книги отзывов 1987 года.  

Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина)
Вера Матюх. Эксперименты
1 марта – 14 мая 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+