18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Кто заплатит авторское вознаграждение

№71
Материал из газеты

В давней судебной тяжбе о том, кто должен платить droit de suite («право следования»), то есть проценты от перепродажи произведений, полагающиеся художникам или их наследникам, наконец поставлена точка

Французский суд высшей инстанции постановил, что в отдельных случаях отчисления должен уплачивать не продавец произведения искусства, а его покупатель (будь то частное лицо или профессионал). Французский Christie’s, ратующий за перенос этой обязанности на покупателя, приветствовал решение суда. В конечном итоге ответственность за уплату авторских отчислений лежит на самом аукционном доме, но теперь у него появилось право требовать эти деньги с покупателя — если в условиях продажи было прописано такое условие.

Право следования было введено во Франции в 1920 году. Согласно ему продавец нес единоличную ответственность за уплату процентов либо самому художнику, либо его наследникам (в том случае, если с момента его смерти прошло менее 70 лет), что не противоречит законодательным нормам Европейской экономической зоны, в которую входят страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. Первоначально отчисления взимались только с продаж на аукционах, но с 2007 года их распространили и на продажи, совершенные через дилеров и галереи. На сегодняшний день размер роялти варьируется от 4% с продаж на сумму менее €50 тыс. до 0,25% с произведений стоимостью выше €500 тыс.

Однако в 2009 году на парижском аукционе предметов из коллекции покойного дизайнера Ива Сен-Лорана и его партнера Пьера Берже Christie’s потребовал, чтобы авторские отчисления уплачивали покупатели. Впоследствии Национальный синдикат антикваров подал на аукционный дом в суд, аргументируя свою позицию тем, что перекладывание ответственности за уплату вознаграждения художнику на покупателя граничит с недобросовестной конкуренцией. На протяжении шести лет французские суды разных инстанций выносили решения попеременно то в пользу истца, то в пользу ответчика. Девятого ноября 2018 года кассационный суд принял доводы Christie’s France и признал, что аукционный дом может взимать отчисления за перепродажу с покупателя в том случае, если соответствующая статья имеется в условиях продажи в каталоге.

По мнению Франка Празана, основателя парижской художественной галереи Applicat-Prazan, было бы целесообразно, чтобы отчисления уплачивались только один раз и только продавцом. Галерист жалуется на то, что, «покупая на аукционе, мы вынуждены платить дважды — при покупке и при перепродаже», ведь он, в свою очередь, не может переложить ответственность за уплату авторского вознаграждения на покупателя, потому что это затруднит продажу. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+