18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кто заплатит авторское вознаграждение

№71
Материал из газеты

В давней судебной тяжбе о том, кто должен платить droit de suite («право следования»), то есть проценты от перепродажи произведений, полагающиеся художникам или их наследникам, наконец поставлена точка

Французский суд высшей инстанции постановил, что в отдельных случаях отчисления должен уплачивать не продавец произведения искусства, а его покупатель (будь то частное лицо или профессионал). Французский Christie’s, ратующий за перенос этой обязанности на покупателя, приветствовал решение суда. В конечном итоге ответственность за уплату авторских отчислений лежит на самом аукционном доме, но теперь у него появилось право требовать эти деньги с покупателя — если в условиях продажи было прописано такое условие.

Право следования было введено во Франции в 1920 году. Согласно ему продавец нес единоличную ответственность за уплату процентов либо самому художнику, либо его наследникам (в том случае, если с момента его смерти прошло менее 70 лет), что не противоречит законодательным нормам Европейской экономической зоны, в которую входят страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. Первоначально отчисления взимались только с продаж на аукционах, но с 2007 года их распространили и на продажи, совершенные через дилеров и галереи. На сегодняшний день размер роялти варьируется от 4% с продаж на сумму менее €50 тыс. до 0,25% с произведений стоимостью выше €500 тыс.

Однако в 2009 году на парижском аукционе предметов из коллекции покойного дизайнера Ива Сен-Лорана и его партнера Пьера Берже Christie’s потребовал, чтобы авторские отчисления уплачивали покупатели. Впоследствии Национальный синдикат антикваров подал на аукционный дом в суд, аргументируя свою позицию тем, что перекладывание ответственности за уплату вознаграждения художнику на покупателя граничит с недобросовестной конкуренцией. На протяжении шести лет французские суды разных инстанций выносили решения попеременно то в пользу истца, то в пользу ответчика. Девятого ноября 2018 года кассационный суд принял доводы Christie’s France и признал, что аукционный дом может взимать отчисления за перепродажу с покупателя в том случае, если соответствующая статья имеется в условиях продажи в каталоге.

По мнению Франка Празана, основателя парижской художественной галереи Applicat-Prazan, было бы целесообразно, чтобы отчисления уплачивались только один раз и только продавцом. Галерист жалуется на то, что, «покупая на аукционе, мы вынуждены платить дважды — при покупке и при перепродаже», ведь он, в свою очередь, не может переложить ответственность за уплату авторского вознаграждения на покупателя, потому что это затруднит продажу. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+