18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кто заплатит авторское вознаграждение

№71
Материал из газеты

В давней судебной тяжбе о том, кто должен платить droit de suite («право следования»), то есть проценты от перепродажи произведений, полагающиеся художникам или их наследникам, наконец поставлена точка

Французский суд высшей инстанции постановил, что в отдельных случаях отчисления должен уплачивать не продавец произведения искусства, а его покупатель (будь то частное лицо или профессионал). Французский Christie’s, ратующий за перенос этой обязанности на покупателя, приветствовал решение суда. В конечном итоге ответственность за уплату авторских отчислений лежит на самом аукционном доме, но теперь у него появилось право требовать эти деньги с покупателя — если в условиях продажи было прописано такое условие.

Право следования было введено во Франции в 1920 году. Согласно ему продавец нес единоличную ответственность за уплату процентов либо самому художнику, либо его наследникам (в том случае, если с момента его смерти прошло менее 70 лет), что не противоречит законодательным нормам Европейской экономической зоны, в которую входят страны Европейского союза, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. Первоначально отчисления взимались только с продаж на аукционах, но с 2007 года их распространили и на продажи, совершенные через дилеров и галереи. На сегодняшний день размер роялти варьируется от 4% с продаж на сумму менее €50 тыс. до 0,25% с произведений стоимостью выше €500 тыс.

Однако в 2009 году на парижском аукционе предметов из коллекции покойного дизайнера Ива Сен-Лорана и его партнера Пьера Берже Christie’s потребовал, чтобы авторские отчисления уплачивали покупатели. Впоследствии Национальный синдикат антикваров подал на аукционный дом в суд, аргументируя свою позицию тем, что перекладывание ответственности за уплату вознаграждения художнику на покупателя граничит с недобросовестной конкуренцией. На протяжении шести лет французские суды разных инстанций выносили решения попеременно то в пользу истца, то в пользу ответчика. Девятого ноября 2018 года кассационный суд принял доводы Christie’s France и признал, что аукционный дом может взимать отчисления за перепродажу с покупателя в том случае, если соответствующая статья имеется в условиях продажи в каталоге.

По мнению Франка Празана, основателя парижской художественной галереи Applicat-Prazan, было бы целесообразно, чтобы отчисления уплачивались только один раз и только продавцом. Галерист жалуется на то, что, «покупая на аукционе, мы вынуждены платить дважды — при покупке и при перепродаже», ведь он, в свою очередь, не может переложить ответственность за уплату авторского вознаграждения на покупателя, потому что это затруднит продажу. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+