Елена Карисалова: «Когда влюблена в фотографию, сложно следовать доводам разума»

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

В ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка «Античная коллекция Михаила и Елены Карисаловых». Елена Карисалова рассказала нам об этой и другой части собрания — коллекции fashion-фотографии с работами Ричарда Аведона, Ирвина Пенна и Хорста П. Хорста

Елена Карисалова на презентации коллекции фонда Still Art в ГМИИ имени А.С.Пушкина в октябре 2018 г. Фото: Still Art Foundatio
Елена Карисалова на презентации коллекции фонда Still Art в ГМИИ имени А.С.Пушкина в октябре 2018 г.
Фото: Still Art Foundatio

Хорошо известна коллекция старинного искусства, от античных ваз до русских портретов и мебели XIX века, которая принадлежит вашей семье. Когда и почему у вас возникла идея собирать модную фотографию?

Можно сказать, что коллекционирование — своеобразная семейная традиция. Основу собрания старинной мебели и работ русских художников заложила мама Михаила (муж Елены. — TANR) Ирина Ивановна Карисалова. Благодаря маме и бабушке муж с детства был погружен в мир искусства, ему довелось познакомиться с легендарными ленинградскими коллекционерами 1980-х годов. Собирать искусство казалось чем-то само собой разумеющимся, сложнее всего было выбрать свою тему. Я выросла на модных изданиях, и мне всегда хотелось проследить историю их развития. Мое женское любопытство и стремление к знаниям привели меня к этому виду фотографии с уже серьезными намерениями. Жанр fashion-фотографии имеет длинную и серьезную историю начиная с 20-х годов ХХ века. Ричард Аведон, Жак Анри Лартиг, Мартин Мункачи, Ирвин Пенн, Эдвард Стейхен и многие другие развивали и формировали его. Эти художники были великими пионерами и экспериментаторами, повлиявшими не только на становление жанра, но и на всю историю фотографии в целом. 

С какой работы началось ваше собрание?

Мое увлечение фотографией началось с советской классики. В частности, с работ Владимира Лагранжа — фотографий, которые меня всегда возвращают в детство. Пятнадцать лет назад мы с супругом переехали из Санкт-Петербурга в Москву, стали посещать галереи и выставки и в ЦДХ познакомились с Галереей имени братьев Люмьер, которая представляла этого автора. Затем был поиск и формирование серии фотографий, созданных в Ленинграде в годы блокады. На этих снимках зафиксирована трагедия города-героя, подвиг его жителей. (Эта серия — более 120 работ — была передана в дар и сейчас находится в Музее блокады в Санкт-Петербурге.) Потом были фотографии Стива Шапиро из кинотрилогии «Крестный отец». Изначально фотография для нас выполняла дизайнерскую, оформительскую функцию. Находя приобретенным фотографиям место в нашем доме, живя рядом с ними, мы с супругом чувствовали и понимали, что нам тепло и уютно с ними.

Презентация коллекции фонда Still Art в ГМИИ имени А.С.Пушкина в октябре 2018 г. В экспозиции — работа Эрвина Блюменфельда, фотография модели Джин Пэтчетт для обложки январского номера Vogue 1950 г. (струйная печать на бумаге Hahnemuhle, 70х60, поздний отпечаток. Тираж 8/20; Copyright © The Estateof Erwin Blumenfeld)
Презентация коллекции фонда Still Art в ГМИИ имени А.С.Пушкина в октябре 2018 г. В экспозиции — работа Эрвина Блюменфельда,
Фото: модели Джин Пэтчетт для обложки январского номера Vogue 1950 г. (струйная печать на бумаге Hahnemuhle, 70х60, поздний отпечаток. Тираж 8/20; Copyright © The Estateof Erwin Blumenfeld)

Что вас привлекает в fashion-фотографии?

И красота запечатленных образов, и замысел автора, и незримая, но часто осязаемая связь между ними, создающая ту самую гармонию. А еще сами модели являются для меня «примером для подражания», многие из них — мои музы в моде, во всех ее проявлениях.

Как бы вы сформулировали концепцию вашей коллекции?

Мы выделили тему fashion-фотографии как приоритетную в коллекционировании лет десять назад. Решение было непростым. Тогда, да и сегодня, в этом жанре в России практически нет своих героев, поэтому пока наша коллекция включает в себя только западную фотографию ХХ–ХХI веков. Американская фотография «выстрелила» уже в 1920-е, а достигла своего расцвета с появлением таких авторов, как Ричард Аведон, Уильям Кляйн и Ирвин Пенн; чуть позже присоединились европейские авторы. Бум на рынке fashion-фотографии случился в конце 1990-х годов, и основные работы за десять лет были распроданы, они разъехались по музеям и частным собраниям. Сформировать в 2000-х коллекцию из лучших имен было задачей не из легких. Однако именно в этом я вижу основную миссию нашей коллекции: мы собираем авторские отпечатки, отражающие развитие всего жанра, эволюцию вкусов и взглядов мастеров, развитие этого направления искусства в целом за последние 100 лет. Мы не спешим, это интересный путь, который увлекает и меня, и Михаила все больше и больше.

По какому принципу вы отбираете работы?

У нас есть понимание развития жанра, его героев, пионеров этого направления, авторов, перевернувших наше восприятие модели и образа. Мы много путешествуем, изучаем, стараемся посещать фотографические выставки в главных мировых музеях. У коллекции есть куратор. Это Наталья Григорьева-Литвинская (основатель и куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер. — TANR), она — одна из немногих в Москве уже 20 лет занимается фотографией. Наше общение дает профессиональный вектор коллекции, но каждое приобретение я, конечно, обдумываю самостоятельно.

Саша Гусов. «Шляпа Филиппа Трейси». Лондон, 2013. Архивная пигментная печать. 60х80. Тираж 1/10. Фото: Still Art Foundatio
Саша Гусов. «Шляпа Филиппа Трейси». Лондон, 2013. Архивная пигментная печать. 60х80. Тираж 1/10.
Фото: Still Art Foundatio

Учитываете ли вы инвестиционную привлекательность той или иной работы, приобретая отпечатки?

Честно говоря, искусство часто побеждает. Когда ты влюбляешься в фотографию, бывает сложно следовать доводам разума, но в целом я за разумные сделки и приобретения. На фотографическом рынке есть много нюансов, которые нужно понимать и учитывать, тем более в теме fashion-фотографии, которая сейчас пользуется таким спросом на аукционах и в галереях. Цены на работы, напечатанные в разные периоды жизни автора, могут отличаться в разы. Наличие тиража как минимум влияет на ликвидность приобретения. Есть авторы, которые приняли решение не открывать тираж и только подписывать работы. Это их право, но цена на эти работы не вырастет после смерти автора.

Как вы обычно приобретаете работы: в галереях, на аукционах или напрямую у фотографов?

У нас есть определенный план поиска фотографий. Какие-то можно купить только на вторичном рынке. Что-то мы приобретаем напрямую у авторов, поддерживая с ними личные отношения. Некоторые работы нам помогают искать фонды тех или иных фотографов. Наша активная позиция как коллекционеров, то есть внимание к провенансу, выставочные проекты, выпуск каталогов, я надеюсь, видна нашим партнерам. Репутация уже работает на нас, и мы гордимся тем, что фонды Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Хорста П. Хорста включили нас в число своих партнеров. Это дает мощные преференции, в том числе при покупке работ других авторов.

Есть ли в вашей коллекции отпечатки, за которыми пришлось долго охотиться? 

Лет семь-восемь назад мы вели длительные переговоры о покупке работы «Верушка» Ричарда Аведона. Фонд Аведона регистрирует все сделки и перемещения работ, пройти эти процедуры было непросто. Понадобились одновременно и решительность, и выдержка. К счастью, нам все удалось, и теперь эта работа украшает обложку первого тома каталога нашей коллекции. 

Несколько последних лет я увлечена коллекционированием отпечатков, которые классики фотографии делали для обложек журнала Vogue. Фотография, которая выполняет прикладную функцию, создается для обложки, — это абсолютно самостоятельный жанр с определенными стилистическими задачами. Есть много исследований на эту тему, написанных и фоторедакторами журналов тех лет, и музейными кураторами сегодня. Переход от иллюстрированной обложки к фотографической, смешение фотографии и иллюстрации, применение монтажа, коллажа и так далее. Конечно, мой основной интерес связан с ранними работами, многие из которых у меня уже есть. Например, известный «Олений глаз» Эрвина Блюменфельда 1950 года, первые фотографические обложки Хорста П. Хорста. К сожалению, поиск в этом направлении не всегда увенчивается успехом. Часто бывает, что эти работы не сохранились в фондах самого автора и невозможны для повторения, так как выполнены по заказу Vogue. Мы надеемся, что нам повезет на вторичном рынке, и пытаемся найти того коллекционера, который захочет расстаться с работой.

Ричард Аведон. «Довима и слоны. Вечернее платье Dior. Зимний цирк в Париже, 1955».Серебряно-желатиновая печать. 50х60. Тираж 2/50. Отпечаток 1979 г. Copyright © The Richard Avedon Foundation
Ричард Аведон. «Довима и слоны. Вечернее платье Dior. Зимний цирк в Париже, 1955».Серебряно-желатиновая печать. 50х60. Тираж 2/50. Отпечаток 1979 г. Copyright © The Richard Avedon Foundation

Каковы задачи фонда Still Art?

Фонд совсем молод. Первый выставочный опыт мы получили в 2016 году в Центре фотографии имени братьев Люмьер. В 2018-м мы официально презентовали в ГМИИ имени Пушкина свою коллекцию — за что очень благодарны Марине Девовне Лошак, — в обмен пообещав сделать наше собрание доступным для самого широкого круга зрителей. Осенью был издан первый том каталога, посвященный именно fashion-фотографии, а в декабре прошлого года избранная часть коллекции отправилась в Мультимедиа Арт Музей. Пользуясь возможностью, хочется сказать отдельное спасибо Ольге Львовне Свибловой и ее команде.

Нынешний, 2019 год обещает быть тоже плотным. В сентябре фонд совместно с Центром фотографии имени братьев Люмьер организует приезд швейцарца Мишеля Конте. В рамках его ретроспективы мы планируем провести лекции, экскурсии и другие параллельные программы. Ко дню рождения нашего пространства Still Beauty Space издаем второй том каталога, отдельная глава в котором будет посвящена работам Стива Шапиро. Кроме того, в разработке сейчас еще две выставочные идеи, совершенно разные и в каком-то смысле уникальные. Практически ежедневно мы с куратором коллекции и коллегами из fashion-индустрии обсуждаем детали, и, надеюсь, в мае я смогу рассказать об этих проектах подробнее.

У фонда несколько задач, и, безусловно, мы будем активно делиться с миром новостями, связанными с нашей выставочной и издательской деятельностью, новостями нашей коллекции. В том числе через наш сайт.

Грег Горман. «Грейс Джонс в шляпе. Лос-Анджелес». 1991. Архивная пигментная печать. 100х130. Тираж 6/10. Фото: Still Art Foundatio
Грег Горман. «Грейс Джонс в шляпе. Лос-Анджелес». 1991. Архивная пигментная печать. 100х130. Тираж 6/10.
Фото: Still Art Foundatio

Что такое Still Beauty Space? Почему вы решили объединить в одном пространстве салон красоты и галерею фотографии?

Название Still выбрано не случайно, с английского оно переводится как «стоп-кадр». Это и дом для моей коллекции, и место реально создаваемой красоты, пространство с артистичной архитектурой, в котором я старалась достичь гармонии во всем. Удалось реализовать проект, соединивший салон красоты нового поколения и выставочное пространство, где всем гостям предоставлена возможность приобщаться к шедеврам фотографии и получать современный бьюти-сервис в самом сердце столицы.

Можете ли вы назвать свою любимую работу из коллекции?

Есть поговорка, которая прекрасно описывает философию коллекционера: последняя работа — любимая работа. Совсем недавно собрание пополнилось четырьмя работами Ирвина Пенна, это важный этап в развитии коллекции. Еще в декабре на день рождения я получила роскошную «Довиму» Ричарда Аведона, которая успела на открытие нашей выставки в МАММ. Я долго думала о работах Хельмута Ньютона. При всем уважении к его творчеству никак не могла его принять для себя. И вот буквально несколько дней назад у меня появился его уникальный винтаж 1971 года, чем я очень горжусь. Так что и с Ньютоном сложилось.

За последние полгода состоялось сразу две выставки фотографий из вашего собрания — сначала в ГМИИ, а затем в МАММ. Чем они отличались? Почему для вас важна выставочная история коллекции?

В ГМИИ была именно презентация коллекции. На сегодня собрание насчитывает более 100 работ, и это имена первого ранга в мировой фотографии, большинство из них ранее не были представлены в нашей стране. Мы прекрасно осознаем ответственность коллекционера за сохранность этих работ, но также понимаем, что коллекция начинает жить полноценной жизнью, когда у нее появляется общественная значимость. Первая выставка из 35 работ была организована моим мужем Михаилом в Центре фотографии имени братьев Люмьер несколько лет назад в качестве подарка мне на день рождения. И я очень хорошо помню, что уже тогда понимала: моя коллекция должна работать. На выставке в Мультимедиа Арт Музее в декабре 2018-го — феврале 2019-го мы показали чуть более 70 авторских отпечатков. Это был новогодний подарок всем посетителям музея и любителям фотографии от нашей семьи и нашего фонда.

Планируете ли вы и дальше пополнять собрание?

У меня большие планы и огромное желание развиваться самой и развивать фонд. Пополнение коллекции остается для нас приоритетным, есть много работ, над приобретением которых мы размышляем, есть те, которые уже ищем. Не менее важным направлением, чем выставочная и издательская деятельность, я считаю нашу программу поддержки российских авторов, которая могла бы помочь им встать в один ряд с западными коллегами. Возможно, мы расширим нашу деятельность на регионы и представим собрание фонда на площадках в моем родном Ленинграде-Петербурге, в Сибири, на Дальнем Востоке. Уверена, что у нас еще будет повод встретиться и поговорить о наших планах и достижениях.  

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+