18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Актуальный «Протест!» Дерека Джармена

№71
Материал из газеты

В Дублине готовится выставка, приуроченная к 25-летию со дня смерти художника, больше известного в качестве режиссера

В ноябре в Ирландском музее современного искусства (IMMA) в Дублине откроется большая ретроспектива британского кинорежиссера и художника Дерека Джармена «Протест!». Экспозиция из 80 работ впервые покажет все его творческие проявления.

Джармен прославился прежде всего как экспериментальный режиссер и активист движения в защиту прав геев. Также хорошо известен сад из камней и растений, который он создал около своего особняка на мысе Дангенесс, в пустынном месте на побережье Кента, недалеко от атомной электростанции. «Мы не знаем Джармена-художника, хотя живопись была его главным увлечением», — говорит Шон Киссан, куратор дублинского IMMA. Картины Джармена выставляются вместе с его авангардными киноработами на 8-миллиметровой пленке Super 8; полнометражные фильмы художника продемонстрируют в Институте кино Ирландии.

Считается, что за свою карьеру Джармен создал около 400 картин и эскизов. «После автопортретов он обращается к неоромантикам, тандему Два Роберта (художники Кэлкхун и Макбрайд), и создает произведения, во многом вдохновленные ими, — говорит Киссан. — Затем обращает внимание на ассамбляжи в стиле Джаспера Джонса, а потом постепенно переходит к созданию напольных скульптур». С 1990 года Джармен начал добавлять в свои картины вырезки из газет, соединяя гомофобные публикации с заголовками вроде «Лорда из партии тори застукали с мальчиком по вызову». Сейчас при участии продюсера Джеймса Маккея, который занимается фильмами Джармена, и сценариста Тони Пика, работающего с письменным наследием художника, планируется создать полноценный архив, отражающий различные аспекты его творчества.

Выставка в IMMA очень актуальна по ряду причин. Прежде всего, в 2019 году исполняется 25 лет со дня смерти Джармена от болезни, вызванной СПИДом. Киссан также указывает на политический климат и влияние Brexit на отношения Великобритании с Ирландией. «Теперь у нас в Вестминстере сидит Консервативная партия, которая тянет страну в пропасть, а та, в свою очередь, увлекает за собой Ирландию, — говорит он. — Этот год подходит для того, чтобы поразмышлять об отношениях между Ирландией и Великобританией, и Джармен был среди тех, кто призывал дать отпор консервативному правительству». 

Выставка стала возможной благодаря окончанию долгой судебной тяжбы за право обладания картинами художника. Спор начался еще в 2015 году, когда Кит Коллинз, давний партнер Джармена и распорядитель его наследия, подал в Высокий суд Лондона иск против арт-дилера Ричарда Сэлмона, требуя вернуть все работы художника, которые находятся в хранилищах или выставляются в других галереях. После скоропостижной смерти Коллинза прошлым летом Сэлмон остался единственным человеком, представлявшим работы Джармена при жизни художника. По его словам, в своем завещании тот оговорил, что дилер может сохранить это право за собой «навсегда, как мы ранее условились». Художник умер в феврале 1994 года.

Однако адвокат Сэлмона указывает, что в начале 2015 года Коллинз попросил его клиента «передать права на управление наследием художника галерее Wilkinson, что арт-дилер выполнить отказался». После закрытия Wilkinson в 2017 году Аманда Уилкинсон открыла новую галерею, в которую перевезла и работы Дерека Джармена.

Тяжба завершилась в июне 2018-го, незадолго до смерти Коллинза; подробности дела не были переданы огласке. Все работы достались Уилкинсон, включая серию из 30 картин, за которые, по словам Сэлмона, требуют выплатить страховое возмещение. Именно Уилкинсон организовала первую выставку Джармена — экспозицию его «черных картин» в 2013 году. Галеристка говорит, что не может комментировать детали дела, за исключением возможности сказать, что «все решено» и что теперь она имеет право выставлять и продавать произведения Джармена. 

Кроме работ, предоставленных Уилкинсон, картины и коллажи на ретроспективу в Дублине прибыли из различных частных и музейных коллекций Великобритании, Ирландии и других стран. 

Материалы по теме:
Кистью по экрану
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+