Актуальный «Протест!» Дерека Джармена

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

В Дублине готовится выставка, приуроченная к 25-летию со дня смерти художника, больше известного в качестве режиссера

Дерек Джармен. I.N.R.I. 1988. Фото: Amanda Wilkinson Gallery
Дерек Джармен. I.N.R.I. 1988.
Фото: Amanda Wilkinson Gallery

В ноябре в Ирландском музее современного искусства (IMMA) в Дублине откроется большая ретроспектива британского кинорежиссера и художника Дерека Джармена «Протест!». Экспозиция из 80 работ впервые покажет все его творческие проявления.

Джармен прославился прежде всего как экспериментальный режиссер и активист движения в защиту прав геев. Также хорошо известен сад из камней и растений, который он создал около своего особняка на мысе Дангенесс, в пустынном месте на побережье Кента, недалеко от атомной электростанции. «Мы не знаем Джармена-художника, хотя живопись была его главным увлечением», — говорит Шон Киссан, куратор дублинского IMMA. Картины Джармена выставляются вместе с его авангардными киноработами на 8-миллиметровой пленке Super 8; полнометражные фильмы художника продемонстрируют в Институте кино Ирландии.

Считается, что за свою карьеру Джармен создал около 400 картин и эскизов. «После автопортретов он обращается к неоромантикам, тандему Два Роберта (художники Кэлкхун и Макбрайд), и создает произведения, во многом вдохновленные ими, — говорит Киссан. — Затем обращает внимание на ассамбляжи в стиле Джаспера Джонса, а потом постепенно переходит к созданию напольных скульптур». С 1990 года Джармен начал добавлять в свои картины вырезки из газет, соединяя гомофобные публикации с заголовками вроде «Лорда из партии тори застукали с мальчиком по вызову». Сейчас при участии продюсера Джеймса Маккея, который занимается фильмами Джармена, и сценариста Тони Пика, работающего с письменным наследием художника, планируется создать полноценный архив, отражающий различные аспекты его творчества.

Выставка в IMMA очень актуальна по ряду причин. Прежде всего, в 2019 году исполняется 25 лет со дня смерти Джармена от болезни, вызванной СПИДом. Киссан также указывает на политический климат и влияние Brexit на отношения Великобритании с Ирландией. «Теперь у нас в Вестминстере сидит Консервативная партия, которая тянет страну в пропасть, а та, в свою очередь, увлекает за собой Ирландию, — говорит он. — Этот год подходит для того, чтобы поразмышлять об отношениях между Ирландией и Великобританией, и Джармен был среди тех, кто призывал дать отпор консервативному правительству». 

Дерек Джармен. Fuck Me Blind. 1993. Фото: Amanda Wilkinson Gallery
Дерек Джармен. Fuck Me Blind. 1993.
Фото: Amanda Wilkinson Gallery

Выставка стала возможной благодаря окончанию долгой судебной тяжбы за право обладания картинами художника. Спор начался еще в 2015 году, когда Кит Коллинз, давний партнер Джармена и распорядитель его наследия, подал в Высокий суд Лондона иск против арт-дилера Ричарда Сэлмона, требуя вернуть все работы художника, которые находятся в хранилищах или выставляются в других галереях. После скоропостижной смерти Коллинза прошлым летом Сэлмон остался единственным человеком, представлявшим работы Джармена при жизни художника. По его словам, в своем завещании тот оговорил, что дилер может сохранить это право за собой «навсегда, как мы ранее условились». Художник умер в феврале 1994 года.

Однако адвокат Сэлмона указывает, что в начале 2015 года Коллинз попросил его клиента «передать права на управление наследием художника галерее Wilkinson, что арт-дилер выполнить отказался». После закрытия Wilkinson в 2017 году Аманда Уилкинсон открыла новую галерею, в которую перевезла и работы Дерека Джармена.

Тяжба завершилась в июне 2018-го, незадолго до смерти Коллинза; подробности дела не были переданы огласке. Все работы достались Уилкинсон, включая серию из 30 картин, за которые, по словам Сэлмона, требуют выплатить страховое возмещение. Именно Уилкинсон организовала первую выставку Джармена — экспозицию его «черных картин» в 2013 году. Галеристка говорит, что не может комментировать детали дела, за исключением возможности сказать, что «все решено» и что теперь она имеет право выставлять и продавать произведения Джармена. 

Кроме работ, предоставленных Уилкинсон, картины и коллажи на ретроспективу в Дублине прибыли из различных частных и музейных коллекций Великобритании, Ирландии и других стран. 

Материалы по теме:
Кистью по экрану
Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+