Мировой арт-рынок двигают молодые мужчины

Оборот искусства в мире достиг $67,4 млрд, главные деньги приносят самые известные художники и самые дорогие работы, женщинам достается только треть рынка, и «миллениалы» начали покупать — ярмарка Art Basel представила новый отчет

Мэл Бохнер. «Бла-бла-бла» и «Ха-ха». 2014. Art Basel Miami. Фото: Art Basel
Мэл Бохнер. «Бла-бла-бла» и «Ха-ха». 2014. Art Basel Miami.
Фото: Art Basel

Главные стратегические выводы из годового отчета по арт-рынку, подготовленного Art Basel при поддержке банка UBS: уже второй год мировой рынок снова растет, и в основном силами молодежи из Азии. В целом же все как всегда: богатые богатеют, бедные беднеют, искусство вечно.

Исследование мирового арт-рынка, которое ежегодно публикует компания Arts Economics и ее глава доктор Клэр Макэндрю, — основной источник данных для всех арт-аналитиков. Раньше исследование заказывала ярмарка TEFAF, но теперь его спонсирует Art Basel. Тем не менее в нынешнем году, после фальстарта в позапрошлом, TEFAF планирует собственное исследование, результатами которого мы поделимся после его представления 15 марта.

Недко Солаков. «Я скучаю по социализму, возможно». Galleria Continua. Art Basel 2018. Фото: Art Basel
Недко Солаков. «Я скучаю по социализму, возможно». Galleria Continua. Art Basel 2018.
Фото: Art Basel

Согласно данным отчета Arts Economics, продажи на мировом арт-рынке в 2018 году достигли $67,4 млрд, что на 6% больше по сравнению с предыдущим годом. Это второй год роста — после двух лет спада (в 2016-м и 2017-м). Крупнейшим рынком остается США ($29,9 млрд и 44% от глобального оборота), Великобритания является вторым по величине рынком ($14 млрд, 21%), Китай — третьим ($12,9 млрд, 19%).

Мировые продажи искусства делят между собой арт-дилеры и аукционы. В последние годы дилеры часто упрекали аукционные дома (особенно самые большие) в том, что их выдавливают с арт-рынка. Хотя прогнозировать чей-либо приоритет в этой области — это все равно что спрашивать, кто сильнее: слон или кит? В 2018 году продажи дилеров, по оценкам Arts Economics, составили $35,9 млрд (на 7% больше, чем в предыдущем году). Продажи на публичных торгах дали $29,1 млрд, увеличившись на 3%.

Наиболее быстрые темпы роста показали крупные галеристы — с оборотом от $10 млн до $50 млн; самые слабые показатели были у небольших дилеров с оборотом ниже $250 тыс. в год. Банальная истина — деньги к деньгам — оправдала себя и тут. В галереях, работающих на первичном рынке (то есть напрямую с художниками, а не перепродавая их работы повторно), в среднем 63% общих продаж приходилось на трех самых востребованных художников, а 42% — вообще на одного ведущего художника.

Стенд галереи Victoria Miro на Art Basel 2018: работы Яёи Кусамы, Адрианы Варехайо и Сары Зе. Фото: Yayoi Kusama, courtesy Ota Fine Arts, Tokyo/Singapore/Shanghai and Victoria Miro, London/Venice
Стенд галереи Victoria Miro на Art Basel 2018: работы Яёи Кусамы, Адрианы Варехайо и Сары Зе.
Фото: Yayoi Kusama, courtesy Ota Fine Arts, Tokyo/Singapore/Shanghai and Victoria Miro, London/Venice

На аукционах больше половины оборота (61%) дало крошечное количество (1%) самых дорогих лотов, проданных дороже $1 млн. Наиболее весомым разделом на торгах в 2018 году стало послевоенное и современное искусство: оно принесло аукционным домам примерно половину их оборота.

С гендерным равноправием на арт-рынке дела обстоят не так уж плохо. Треть художников (36%), которых галереи представляли в 2018 году на первичном рынке, были женщинами, и продажи их работ принесли треть дохода (32%). Правда, оказалось, что, чем выше стоимость работ, тем меньше среди их авторов женщин. В «конюшне» галерей с оборотом до $1 млн в среднем 38% художниц, а те галеристы, оборот которых превышает $10 млн, допустили в списки своих авторов только 28% женщин.

Динамика оборота арт-рынка за последние десять лет в стоимостном выражении (value) и по количеству сделок (volume). Отчет Art Basel. Фото: Arts Economics (2019)
Динамика оборота арт-рынка за последние десять лет в стоимостном выражении (value) и по количеству сделок (volume). Отчет Art Basel.
Фото: Arts Economics (2019)

Основным каналом продаж для арт-дилеров по-прежнему остаются ярмарки, причем значение их растет (до 46% своего оборота галеристы сделали, участвуя в международных ярмарках). В среднем каждый дилер принимал участие в четырех ярмарках в год.

И наконец, открытие года. Все предыдущие опросы показывали, что большинство покупателей искусства — люди немолодые. Например, среди американских коллекционеров (а мы помним, что США — главный в мире рынок искусства) большинство было в возрасте 50 лет и старше. Однако теперь, когда был исследован арт-рынок в Азии, выяснилось, что от трети до половины покупателей там — «миллениалы», то есть люди, родившиеся между 1981 и 2000 годами. Азиатские «миллениалы» оказались чрезвычайно активными и по количеству покупок, и по их стоимости — половина людей, потративших на искусство более $1 млн за последние два года, были 30-летними. А ведь совсем недавно продавцы искусства сокрушались: как продавать его тем, кто гонится не за обладанием, а за впечатлениями и готов, влившись в экономику совместного потребления, пользоваться квартирой и машиной пополам с соседом? Осталось дождаться, когда примеру молодых людей из Сингапура и Гонконга последуют «миллениалы» всего мира.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+