Парадоксы арт-рынка в отчете ярмарки Art Basel и группы UBS: рынок растет, а галереи закрываются

По данным отчета, объем мирового рынка искусства в 2017 году составил $63,7 млрд. Арт-ярмарки играют все более заметную роль, хоть галеристы и жалуются на высокую стоимость участия в них

Ежегодный отчет арт-рынка The Art Market 2018 подготовлен ярмаркой Art Basel совместно с финансовым холдингом UBS. Фото: Art Basel
Ежегодный отчет арт-рынка The Art Market 2018 подготовлен ярмаркой Art Basel совместно с финансовым холдингом UBS.
Фото: Art Basel

Ярмарка Art Basel совместно с финансовым холдингом UBS выпустила ежегодный отчет об арт-рынке под названием The Art Market 2018. Его автор аналитик рынка Клэр Макэндрю ранее готовила аналогичные отчеты для ярмарки TEFAF в Маастрихте. Анализировать традиционно непрозрачный рынок — задача нелегкая. Как отметил директор Art Basel Марк Шпиглер в предисловии к отчету, «истинная прозрачность по своей сути недостижима».

Согласно данным, собранным Макэндрю, после двух лет падения рынок искусства в 2017 году вырос на 12% до $63,7 млрд. Рост вызван несколькими сенсационными сделками в верхнем сегменте рынка, главной из которых стала продажа «Спасителя мира» Леонардо да Винчи на Christie’s за $450 млн.

Если брать в расчет только аукционы, рост на них наблюдался лишь в отношении работ, проданных за более чем $1 млн. Этот сегмент, на который приходится всего 1% транзакций, принес 64% от общей суммы продаж. У галерей с годовым оборотом выше $50 млн продажи выросли на 10%. При этом галереи с оборотом ниже $0,5 млн в год переживают не лучшие времена: их выручка упала на 4%.

Аналитик арт-рынка Клэр Макэндрю. Фото: Paul McCarthy
Аналитик арт-рынка Клэр Макэндрю.
Фото: Paul McCarthy

«Рынок становится все более поляризованным, что соответствует общим тенденциям в мировой экономике. Эта тенденция заметна с 2009 года, — говорит Макэндрю. — Дело не только в том, что у лидеров галерейного бизнеса дела идут отлично. Многие владельцы галерей среднего звена жалуются на то, что крупные игроки вступают на их территорию и уводят у них художников».

Для предотвращения подобных ситуаций применяются самые разные меры: более строгие контракты между художниками и галереями, «вертикальное сотрудничество» между галереями разных размеров, а также совместные проекты, в которых участвуют представители разных секторов рынка — аукционные дома и дилеры.

Макэндрю также указывает на онлайн-сектор как возможный для игроков среднего уровня путь выхода из сложившегося положения. Здесь продажи выросли на 10% за счет аукционных домов с доходами ниже $250 тыс. Она признает, что продажи искусства в Интернете отстают от других видов товаров: дилеры сообщают об их снижении на 2%. Однако отмечает, что онлайн-сектор может предложить «доступ к новым покупателям на разных уровнях — тем, кто не входит в 1% сверхбогатых коллекционеров». Автор отчета оценивает онлайн-рынок в $5,4 млрд.

Новая глава, посвященная художественным ярмаркам и выставкам, отражает заметный сдвиг на арт-рынке в последние годы. «Рост значения арт-ярмарок и эволюция рынка, ориентированного на события, были самой важной тенденцией для дилеров за последние два десятилетия», — пишет Макэндрю. В прошлом году на ярмарках было продано искусства на $15,5 млрд, что на 17% больше, чем годом ранее.

В то же время галеристы сообщают о том, что цена участия в ярмарках слишком высока для них. Стоимость регулярного присутствия на ярмарках сравнима с расходами на содержание еще одной галереи — то же самое касается доходов от них. Между тем галерейные продажи «устойчиво снижаются» по сравнению с продажами на арт-ярмарках и в Интернете в течение последних 20 лет, отмечается в отчете. При этом галерей в мире открывается все меньше. В период с 2007 по 2017 год число открытий сократилось на 87%.

Цифры галерейных продаж, которые составляют 53% от общего объема рынка, по сути, невозможно проверить, что является самым уязвимым местом отчета. Макэндрю полагается на анкету, отправленную примерно 6,5 тыс. дилерам. Но на ее вопросы согласилось ответить лишь 14% из них, по сравнению с 17% в прошлом году. Показатель по-прежнему «средний для онлайн-опроса», подчеркивает аналитик.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+