18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Вышли заключительные тома каталога-резоне Джаспера Джонса

№71
Материал из газеты

В одном из них содержится обзор его монотипий, второй — из шести томов — посвящен рисункам

Создание полноценного каталога-резоне может стать лучшим способом воздать почести любому живущему художнику. Для Джаспера Джонса, которому сейчас 88 лет, такой момент настал еще в 2016 году, когда Институт Вильденштейна — Платтнера выпустил пятитомный каталог-резоне его картин и скульптур. Тем же стандартам следовали составители двух дополнительных каталогов. В одном из них содержится обзор его монотипий, второй — из шести томов — посвящен рисункам. Совокупно каталог-резоне теперь насчитывает 12 томов.

Проект, посвященный живописи и скульптуре, возглавляла историк искусства Роберта Бернстайн, знакомая с художником уже полвека. Она же написала статью о нем, включенную в первый том. Хотя Джонс неоднократно говорил, что не хочет, чтобы в его творчестве присутствовал он сам, в описании Бернстайн он предстает более оригинальным и эмоциональным художником, чем могло бы показаться зрителям.

Искусствовед Дженнифер Л. Робертс, составившая вместе с Сьюзен Дакерман каталог-резоне монотипий, продолжает и развивает концепцию Бернстайн. Рисунки Джонса подчас возникают после, а не предваряют работу в других материалах; как сказал сам художник, они отмечают текущий процесс исследования материальности и развития идей. По утверждению Робертс, монотипии демонстрируют это поступательное движение лучше всего остального. Ее пространный очерк фокусируется именно на практике создания Джонсом монотипий. «Коллекционеры эстампов и гравюр избегали их, — пишет исследователь, — потому что они не тиражировались, а коллекционеры картин — потому что относили их к гравюрам». Однако гибридность и вариативность, которыми объясняется отсутствие монотипий в искусствоведческом дискурсе, — это как раз качества, сделавшие их для Джонса продуктивным изобразительным средством. 

Робертс утверждает, что художник использует печатный станок как своего сотрудника — а еще как «постороннего», как «буквалиста», как «респондента», как «фиксатора», как «промокашку» и как «хронометр». Она обосновывает каждую из этих функций, приводя конкретные примеры. А также связывает физические особенности печатного станка и его применение в случае монотипий с одержимостью Джонса фактом смертности человека. «Поступательное движение крутящегося валика во время создания монотипий, — пишет Робертс, — превращает процесс печати из иллюзорной мечты о возобновляемой цикличности жизни в одностороннее течение реального времени. Это переносит процесс печати в жизнь, а потому и в смерть».  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+