«Флора» Франческо Мельци снова расцвела

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Завершена реставрация одной из самых известных картин в собрании Эрмитажа и одной из самых загадочных работ эпохи Ренессанса

Франческо Мельци. «Флора». Фото: Государственный Эрмитаж
Франческо Мельци. «Флора».
Фото: Государственный Эрмитаж

Решение о реставрации работы одного из любимых учеников Леонардо да Винчи было принято в Эрмитаже два года назад. Как рассказал нашей газете Виктор Коробов, заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи, «Флора» находилась в удовлетворительном состоянии, но плотный слой старого лака искажал авторский колорит и скрывал многие детали фона. «Мы сделали небольшие пробные раскрытия в четырех местах и установили, что подлинные цвета намного ярче и холоднее того, что было видно через лак, — говорит Коробов. — Исследования в инфракрасном свете показали, что весь фон за центральной фигурой был прописан, чего почти не видели зрители».

«Флора» — одна из самых известных картин в собрании музея. И одна из самых загадочных работ эпохи Ренессанса. В коллекцию императорского Эрмитажа она попала в 1850 году как «Джоконда», приписываемая Леонардо да Винчи; ее приобрели на аукционе нидерландского короля Вильгельма II в Гааге за 40 тыс. флоринов. Поздние исследования доказали, что, скорее всего, работа принадлежит кисти Франческо Мельци. Изменилось и ее название, сейчас картина называется «Флора» — так в мифологии звали супругу бога западного ветра Зефира, мать всех растений, которая питает и дает жизнь. Ее часто изображали с обнаженной грудью. Иногда встречается и другое название — «Коломбина»: в руках женщины — цветок аквилегии (водосбора), в Европе называемой «коломбина». 

Тогда же, в XIX веке, картину перевели с доски на холст: старое дерево не могло сохранить уникальную живопись. По словам Коробова, исследования показали, что в ходе предыдущих реставраций был подправлен контур лица. А еще — что первоначально фигура была изображена без одежды, и только в процессе работы добавились платье и плащ. И что обильные узоры на платье появились значительно позже, ранний узор был проще и легче. «Думаю, художник первоначально написал ее обнаженной, потому что искал форму фигуры, — рассказала Татьяна Кустодиева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства. — А вот когда появился новый узор на ткани, установить сейчас невозможно. Вообще, Франческо Мельци — один из самых загадочных художников своего времени. Есть только две достоверные его работы — рисунок и подписной портрет. Что касается нашей „Флоры“ и берлинских „Вертумна и Помоны“ — они традиционно приписываются ему, но однозначных подтверждений авторства Мельци нет. Он — один из любимейших учеников Леонардо да Винчи, а по существу фантом, как и многие ученики Леонардо, в частности Салаи».

В ходе реставрации, выполненной Марией Шулеповой, были удалены слои старого лака, что позволило открыть яркие цвета одежды и многочисленные детали фона: стены грота, мох, пышную растительность. Теперь зрители смогут увидеть шедевр во всем его блеске. 

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+