18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От Караваджо до Жерома

№56
Материал из газеты

В лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа завершили работу над «Юношей с лютней» Караваджо. Удалены все позднейшие записи и правки, кроме существенной детали картины — струн на лютне

Знаменитый «Юноша с лютней» Караваджо числился в планах на реставрацию еще в 1973 году вместе с двумя другими эрмитажными шедеврами — «Портретом старика в красном» Рембрандта и «Завтраком» Веласкеса, но, поскольку это единственная работа художника в России, был постоянно востребован на выставках.

Макросъемка показала потертости, утраты и каверны красочного слоя. В XIX и XX веках картину часто покрывали новым слоем лака, чтобы проявить изображение; лак, в состав которого тогда входили яйцо, канифоль, мастикс и масло, все больше мутнел и трескался. Еще до поступления в Эрмитаж картину обрезали на три сантиметра по нижнему краю и по сантиметру с боков, что стало ясно по сохранившемуся на холсте отпечатку старого подрамника. В рентгеновских лучах обнаружились не только позднейшие записи, но и все правки, сделанные автором непосредственно в ходе работы: Караваджо по-разному проводил полосу света за спиной героя, пробовал различное положение предплечья, менял форму блузы и посадку головы юноши, а его пальцы были длиннее. В прическе было больше локонов слева, но реставратор XIX века подправил и сделал ее симметричной. Теперь удалены все позднейшие записи и правки, кроме существенной детали картины — струн на лютне. После реставрации стали видны фиолетовый ирис в букете слева и мрамор стола на переднем плане.

Лаборатория научной реставрации станковой живописи — старейшая реставрационная мастерская в Эрмитаже, возникшая одновременно с его первыми коллекциями. Сохранившиеся в архиве музея реставрационные отчеты при всей их крат­кости свидетельствуют о формировании в XIX веке русской школы реставрации. Последние десять лет лабораторией руководит Виктор Коробов. Реставраторы масляной живописи традиционно занимают помещение в Зимнем дворце. Здесь работает 20 человек. Помимо трудоемкого и требующего времени раскрытия живописи от старых записей, в лаборатории заняты текущей подготовкой произведений к выставкам. Все, что выезжает из Эрмитажа на выставки в России и за рубежом, проходит через реставрационную мастерскую, а ежегодно осенью проводится тотальная проверка всей коллекции и отслеживается состояние вещей. По словам Виктора Коробова, перемещение даже в соседние залы в пределах музея может сказаться на состоянии картины, которая «привыкла» висеть на одном месте. Сейчас лаборатория обеспечена новейшим физико-химическим оборудованием, позволяющим полностью исследовать живопись. Удивительно, но эрмитажные реставраторы не обласканы профессиональными призами или государственными наградами, хотя многое из того, что сделано ими, может считаться «раскрытием века», как, например, «Мадонна с Младенцем и ангелами» Лоренцо Лотто (1480–1556), до 2007 года считавшаяся работой неизвестного художника XIX века.

Один из самых больших холстов, стоящих сейчас в лаборатории, — «Портрет Екатерины II перед зеркалом». Парадный портрет императрицы написан в 1762–1764 годах датчанином Вигилиусом Эриксеном. В лаборатории тонировали продольные полосы с повреждением красочного слоя, появившиеся из-за хранения полотна в рулоне, и очистили изображение от слоев старого лака, изменявшего колорит. Реставрацию картины, начатую в 2016 году, вели Сергей Киселев и Любовь Семенова.

В активе у реставратора Марии Шулеповой — сложнейшая работа над «Бассейном в гареме» Жана Леона Жерома, возвращенным спустя пять лет после варварской кражи 2001 года и потребовавшим четыре года реставрации. Сейчас Шулепова работает над «Флорой» Франческо Мельци, одной из пяти известных нам картин самого близкого ученика Леонардо да Винчи. Реставратор называет ее «очень благодарной вещью».

Переведенная с дерева на холст картина находится в состоянии, хорошем для своего возраста. Как выяснилось, изначально фигура Флоры была полностью обнаженной и вид хитона менялся в процессе написания картины. Для синего плаща, цвет которого впечатляет до сих пор, художник использовал только дорогой пигмент. Под левым локтем фигуры в процессе очистки живописи от пожелтевшего лака открылась листва. Старый лак, оставленный после реставрации тонким слоем, не оголяет картину и, по словам Марии Шулеповой, позволяет почувствовать ее «в истории». Широкой публике «Флору» представят в 2019 году — ее возвращение будет приурочено к 500-летию со дня смерти Леонардо.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+