Из Шотландии со скандалом вывезли ассирийские древности

Ни попытка придать рельефам статус национального достояния, ни протесты правительства Ирака не смогли остановить перепродажу божеств, когда-то украшавших нимрудский дворец

Древние ассирийские рельефы, проданные за £8 млн, последние 150 лет хранились в аббатстве Ньюбаттл близ Эдинбурга. Фото: Andrew Shiva
Древние ассирийские рельефы, проданные за £8 млн, последние 150 лет хранились в аббатстве Ньюбаттл близ Эдинбурга.
Фото: Andrew Shiva

Несмотря на возражения экспертов, древние ассирийские рельефы, последние 150 лет хранившиеся в аббатстве Ньюбаттл неподалеку от Эдинбурга, проданы европейскому дилеру за £8 млн.

Когда-то два алебастровых рельефа высотой около метра с крылатыми божествами-хранителями украшали стены дворца Ашшурнацирапала II в Кальху (городище Нимруд) на территории современного Ирака (ныне дворец уничтожен террористической группировкой ИГИЛ, запрещенной в России). Рельефы были обнаружены во время первых раскопок дворца под руководством Остина Генри Лейарда, а в 1856 году девятый маркиз Лотиан приобрел их в Багдаде и привез в свой особняк XVI века в аббатстве Ньюбаттл возле Далкита, в 16 км к юго-востоку от Эдинбурга. Несколько лет спустя рельефы раскрасили в соответствии с представлениями викторианских археологов о том, как они выглядели в древности, обрамили и повесили на стены у входа в крипту. Из-за этой раскраски к моменту передачи аббатства государству под устройство колледжа в 1937 году считалось, что это не оригиналы, а современные копии.

Древние ассирийские рельефы из аббатства Ньюбаттл близ Эдинбурга. Фото: Dr J Stewart Stirling; Groves-Raines Architect
Древние ассирийские рельефы из аббатства Ньюбаттл близ Эдинбурга.
Фото: Dr J Stewart Stirling; Groves-Raines Architect

Истинная ценность рельефов открылась только в 2005 году, когда стала обсуждаться возможность их продажи и владельцы, 13-й маркиз Лотиан и Ньюбаттлский колледж, обратились к экспертам. По совету специалистов из аукционного дома Christie’s, который привлекли к поискам покупателя, было принято решение удалить с рельефов викторианскую роспись. В 2015 году, через год после снятия краски, маркиз и колледж решили отказаться от сотрудничества с Christie’s в пользу частной продажи через Sotheby’s. При оформлении страховки в 2016 году рельефы оценили в £32 млн, однако продать их удалось только в минувшем июне, всего за £8 млн. Их приобрел европейский дилер с целью дальнейшей перепродажи.

Когда покупатель обратился за разрешением на вывоз рельефов из Великобритании, старший куратор коллекции средиземноморских древностей Национальных музеев Шотландии и эксперт экспортной комиссии Маргарет Мейтленд высказалась против. Она настаивала на том, что рельефы подпадают под «критерии Уэверли» (предмет тесно связан с историей и культурой страны, и его вывоз является значимой утратой) и что выдачу экспортной лицензии следует отложить, чтобы дать возможность покупателям из Великобритании выкупить их по соответствующей цене. В случае если на поверхности рельефов сохранились следы древней краски, отметила эксперт, «они обладают огромной ценностью для ученых, изучающих древние пигменты, и могут быть использованы для реконструкции оригинальной цветовой схемы нимрудского дворца».

Впрочем, доводы Маргарет Мейтленд не были услышаны и разрешение на вывоз было выдано. Скорее всего, теперь рельефы осядут в частной коллекции либо появятся в одном из музеев в регионе Персидского залива, например в Лувре — Абу-Даби или в Национальном музее шейха Зайеда.

Интересно, что в октябре прошлого года Christie’s выставил на торги в Нью-Йорке более крупный рельеф с изображением крылатого божества из того же нимрудского дворца. При эстимейте в $10 млн он ушел за $31 млн. Правительство Ирака пыталось добиться отмены торгов на том основании, что рельеф вывезли из страны якобы нелегально, однако его усилия ни к чему не привели, поскольку раскопки Лейарда и вывоз объектов, по всей видимости, проводились с разрешения тогдашних властей.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+