18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петр Авен предстал как коллекционер абрамцевской керамики

При этом владелец одного из самых значительных собраний русского искусства рассказал, что увлекся еще и западными современными художниками

Презентация научного каталога собрания русской майолики рубежа XIX–XX веков Петра Авена прошла в одном из залов новой постоянной экспозиции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства — «Русский стиль. От историзма к модерну». Антураж как нельзя лучше соответствовал теме издания — деятельности Абрамцевской керамической мастерской, яркому явлению отечественного декоративного искусства эпохи модерна. Тем более что новая экспозиция была реализована при поддержке мецената, коллекционера и друга музея Петра Авена, а автор-составитель каталога Элеонора Пастон также была куратором выставки.

Экспериментальная гончарная мастерская, ведущую роль в которой предстояло сыграть художнику Михаилу Врубелю, была создана по инициативе мецената и коллекционера Саввы Мамонтова в 1889–1890 годах в его усадьбе Абрамцево. Главной задачей мастерской было возрождение искусства русской майолики — изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Результатом сотрудничества талантливого керамиста Петра Ваулина, разработавшего новый технологический процесс и несколько уникальных рецептов красочных покрытий, и художников Михаила Врубеля, Александра Головина, Александра Матвеева, самого Саввы Мамонтова стало появление выдающихся произведений керамического искусства.

Научный каталог, составленный искусствоведом Элеонорой Пастон и скончавшимся в 2016 году исследователем творчества Михаила Врубеля и реставратором керамики Вильямсом (Вилом) Невским, представляет собрание абрамцевской керамики, принадлежащее Петру Авену (в каталоге фигурирует как «коллекция D2»). В каталог вошли 55 предметов: керамические скульптуры, вазы, блюда, тарелки и кашпо, выполненные Михаилом Врубелем, Александром Головиным, Александрой Киселевой, Саввой Мамонтовым, Александром Матвеевым, Николаем Сорохтиным и другими художниками Абрамцевской мастерской. Коллекция, на первый взгляд небольшая и лаконичная, тем не менее достаточно полно представляет деятельность Абрамцевской гончарной мастерской (1890–1918), сыгравшей огромную роль в становлении новых технических и художественных приемов в керамической скульптуре и декоративно-прикладном искусстве России. Элеонора Пастон пишет в книге, что это самое обширное частное собрание абрамцевской керамики (главное музейное находится в самом Абрамцеве), которое позволяет «углубиться в историю возникновения и развития керамического дела в Абрамцевском кружке, понять природу одного из самых ярких увлечений участников содружества». В структуре каталога, представляющего весьма увесистый и богато иллюстрированный том, можно выделить три основные части: статью Элеоноры Пастон «Усадебная и московская жизнь Абрамцевской гончарной мастерской Саввы Ивановича Мамонтова», альбом с полностраничными репродукциями и собственно каталог собрания. В своих выступлениях на презентации искусствоведы Ольга Давыдова и Светлана Баранова отмечали, что проведенное Элеонорой Пастон исследование фактически не имеет аналогов в отечественном искусствознании и заслуживает отдельной публикации как самостоятельная монография, что позволило бы сделать результаты проведенной работы более доступными (сам каталог не планируется для открытой продажи и будет распространен по музеям и библиотекам). Роль продюсера и координатора по подготовке каталога взял на себя коллекционер, в прошлом галерист, а ныне владелец «Перелетного кабака» Максим Боксер.

Коллекция абрамцевской керамики — третье по счету опубликованное собрание Петра Авена. Ранее вышли каталоги коллекции живописи от «Мира искусства» до авангарда (составители Наталья Автономова и Алла Луканова) и советского фарфора (составитель Эльвира Самецкая) (кстати, каждый раз в каталоге владелец собрания зашифрован под загадочным обозначением D2/Д2). Во вступительном слове к каталогу собрания майолики Петр Авен, человек с математическим складом ума, предельно четко «препарирует» свое увлечение и называет причины, по которым выбран именно этот объект коллекционирования. Первое — то, что он называет соображением «чисто эстетическим», — собирать то, что нравится. Второй аспект — культурологический: он отмечает, что на его решение собирать живопись и керамику рубежа XIX–ХХ веков повлияло увлечение его поколения Серебряным веком, идеализация культуры того времени. Наконец, третий принцип — собирать, а затем популяризировать те явления русского искусства, которые совершенно незаслуженно неизвестны на Западе. Тут возникает еще один важнейший для Авена фактор — первичность. Он часто говорит о том, что во многом русское искусство во все времена было и остается вторичным, но объектом коллекционирования всегда выбирает уникальные явления. Далее в той же статье автор замечает, что не претендовал на «музейность и академичность», однако тут, нам кажется, он несколько лукавит. Все, что делает Авен-коллекционер, как раз можно охарактеризовать этими двумя словами: он сознательно выбирает вещи музейного уровня, составляет коллекции, которые могут конкурировать с музейными, выставляет принадлежащие ему работы в музеях и инициирует академические исследования этого материала.

В комментарии The Art Newspaper Russia Петр Авен признался, что собрания русской живописи, советского фарфора и абрамцевской керамики он считает состоявшимися и законченными. «Если попадаются совсем выдающиеся вещи, я, конечно, продолжаю покупать, но в целом это коллекции, которые я уже собрал», — сказал он. Однако работа с этими собраниями продолжается — скоро выйдет новое издание по живописи, готовится выставка советского фарфора в лондонском Музее дизайна. На вопрос о том, что же он будет собирать (и уже собирает) теперь, Петр Авен, ранее в интервью нашему изданию признававшийся, что современное искусство ему мало интересно, ответил: «Я сейчас покупаю западное современное искусство, чего никогда раньше не делал. Я пытался собрать российское современное искусство, но оно интересным для меня не оказалось. Зато стал покупать западное, и здесь чувствую себя более свободным: я все-таки себя очень сдерживал тем, что собрание должно быть систематически выстроенным, а теперь я просто покупаю то, что нравится, работы самых разных художников, разных стран, и это уже коллекция, отражающая мое внутреннее эго». Раскрывать подробности о новом собрании Петр Авен не стал, заметив, что находится только в начале пути, но из интересных для него современных художников отметил Грейсона Перри, известного своими керамическими работами и экстравагантными переодеваниями.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+