18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский стиль захватил особняк Остермана

№56
Материал из газеты

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства 20 октября в особняке Остермана открывает «Русский стиль. От историзма к модерну», важную часть обновленной постоянной экспозиции

В залах главного дома усадьбы Остерманов уже через месяц откроют новую постоянную экспозицию «Русский стиль. От историзма к модерну». Она зай­мет около 1 тыс. кв. м, переданных Министерством культуры РФ Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства два года назад, и будет включать 650 отборных предметов. Между прочим, большинство из них происходит из легендарной коллекции мецената Сергея Морозова (брата собирателя импрессионистов): 140 лет назад она была положена в основу Кустарного музея, правопреемником которого считает себя ВМДПНИ. Так, самым заметным экспонатом «Русского стиля» станет «Встреча Вольги Святославича с Микулой Селяниновичем» — один из майоликовых каминов, исполненных Михаилом Врубелем ко Всемирной выставке в Париже (1900), поступивший в морозовское собрание в 1910 году.

Ольга Милованова, главный хранитель музея, рассказывает, что новую экспозицию «можно считать отчетной за весь период нашего существования: в музее целенаправленно велось комплектование предметами, относящимися к русскому стилю; этим мы отличаемся от других музеев, где к ним относились как к чему-то не заслуживающему серьезного внимания». «У нас сложились хорошие коллекции народного искусства и коллекция артефактов русского стиля в керамике, стекле, тканях, но прежде всего в дереве», — продолжает она.

Директор музея Елена Титова отмечает, что новая постоянная экспозиция, готовившаяся два года, — это «эпохальное событие как для нашего музея, так и для Москвы — города, занимающего активную позицию в области культуры и различных социальных программ; наш музей становится единственным местом, где представлена полностью эта замечательная эпоха жизни вещей, жизни людей, посвятивших себя развитию и формированию нового стиля». Ведь, помимо Врубеля, в его разработке участвовали такие выдающиеся художники, как Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Александр Головин, Сергей Малютин, Елена Поленова.

Русский стиль возник в середине XIX века, в дальнейшем став важной составляющей модерна, и даже модернизма. Смысл концептуального сюжета новых залов «от историзма к модерну» объяснила нашей газете куратор экспозиции, ведущий научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, доктор искусствоведения Элеонора Пастон: «В Европе второй половины XIX — начала ХХ века независимо друг от друга возникли течения, ориентированные на национальные традиции довозрожденческого искусства. И хотя при этом важны были как бы особые достоинства своего национального прошлого и традиций, на основе этого „возвращения“ художники разных стран стремились решить принципиально новые задачи, общие для искусства того времени. При широком взгляде на сугубо „русские вопросы“ в искусстве обнаруживается их связь с общеевропейскими эстетическими проблемами, а художники Абрамцевского кружка и Талашкина могут рассматриваться в одном ряду с такими западными мастерами, как Уильям Моррис в Англии, Йозеф Мария Ольбрих, Ганс Христиансен, Генрих Фогелер в Германии, Аксели Галлен-Каллела, Альберт Эдельфельт в Финляндии, Андерс Цорн и Карл Ларссон в Швеции».
Помимо прочего, уверена Пастон, важно показать значение деятельности художников в развитии художественной промышленности в России 1910–1920-х годов, а также продемонстрировать, как эстетические идеи, выдвинутые национально-романтическими художниками, влияли на создание эстетизированной среды обитания современного человека — в архитектуре, в театре, в быту.

Семь новых залов оформлены художницей Юлией Наполовой, создавшей сквозной рассказ о развитии русского стиля, сочетающий закрытое и открытое хранение, а также тактильные блоки. Все это потребовало больших реставрационных усилий. Заведующий реставрационным отделом ВМДПНИ, художник-реставратор первой категории Сергей Катков сделал акцент на особенностях домового декора, составлявшего важный сегмент первоначальной морозовской коллекции. «Отдельные доски и фризы здесь достигают порой шести-семи метров и никогда не реставрировались. Для них разработана авторская методика расчистки. В ходе расчистки мы обнаружили, особенно с тыльной стороны, массу хранительских надписей и маркировок. Например, была раскрыта надпись „доска номер 1“, положившая начало собранию Сергея Морозова», — поделился находками реставратор.

Изучая истоки и особенности русского стиля, музейщики движутся вглубь собственной истории. Важно, что новая экспозиция, вмещающая множество мультимедийных — звуковых и графических — объектов, воскрешающих атмосферу Серебряного века, будет сопровождаться большой и разветвленной просветительской программой.

Существенное обновление залов, показывающих коллекции музея, стало возможным после того, как ВМДПНИ получил дополнительные экспозиционные площади и меценатскую поддержку общества «Друзья музея», банкира Петра Авена и торгового дома «Абрау-Дюрсо».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
6
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+