18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В современном мире музеи скорее коллективные психоаналитики, чем храмы искусства

Клэр Бишоп составила своего рода методичку о новых, идеологически правильных, подходах к показу современного искусства в музеях.

Бишоп К. Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства? / Художник Д. Пержовски. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014.

Вопрос в названии книги особенно симпатичен. Он указывает на полемичность текста серьезного и влиятельного исследователя искусства Клэр Бишоп. Хотя при чтении может показаться, что разговорный формат — это только уловка и автор уверен, что знает единственно правильный ответ на поставленный вопрос.  Бишоп не основательный труд, а большая статья, осмысляющая текущую музейную практику, где приведены положительные примеры нового подхода к показу современного искусства сейчас, когда привычная практика исчерпана, а на дворе экономический кризис и урезание бюджетов. Так что спасибо ООО «Ад Маргинем Пресс» и Центру современной культуры «Гараж» — перевели книгу оперативно, в Лондоне она вышла в прошлом году. И еще, чтобы книжка Бишоп имела хоть какой-то объем, часть ее страниц отдана симпатичным рисункам румынского художника Дана Пержовски, про которого пишут «знаменитый», — так что, кто не знает, познакомится.

Бишоп критикует современные музеи за известное: они превратились в архитектурные аттракционы, где произведение художника имеет мало значения; они меняют свои экспозиции в угоду спонсорам и дарителям; они не понимают сути современного искусства и его общественных задач.

Как положительные примеры Бишоп приводит деятельность трех европейских музеев, объясняя: «Эти три институции воплощают диалектическую современность как в качестве музеологической практики, так и в качестве искусствоведческого метода».

Чарльз Эше, директор Музея Ван Аббе в Эйндховене, за десять лет своего руководства сделал много интересного, поразному представляя собственную коллекцию музея. Кроме того, по его заказу были созданы несколько реконструкций, в том числе Рабочего клуба Родченко (чемпиона музейного мира по реконструкциям). Эше верит «в освободительный посыл модернизма» и не признает коммерческого искусства, Дэмиена Херста и Джеффа Кунса не выставляет принципиально, а не по скупости. В результате власти города недовольны: посещаемость музея, не ищущего популярности, падает.

Мадридский Музей королевы Софии на посещаемость не жалуется — для его руководства, считает Бишоп, важен вопрос, как именно зрители будут смотреть произведение. И это вопрос идеологический. Решается он расширением исторического контекста, в котором показываются вещи. Наглядный пример — Герника Пикассо. «Теперь рядом с ней выставлены артефакты времен гражданской войны — пропагандистские плакаты, журналы, фронтовые зарисовки и макет павильона Испанской республики, где знаменитая картина была впервые выставлена». И хотя шедевр Пикассо, как и большинство экспонатов музея, — не современное искусство, подход к показу, уточняет Бишоп, здесь «диалектически современен». При этом «главной задачей музея становится не охват рыночных типов аудитории, а радикальное образование».

Музей современного искусства Metelkova в Любляне — третий герой Бишоп. Естественно, он бедный, естественно, он обязан заниматься осмыслением прошлого — анализом социалистического художественного наследия, травмы распада Югославии и последующей балканской войны. В работе музей опирается не на коммерческих звезд, а на произведения, «расширяющие горизонты возможностей коллективного опыта».

Бишоп сама замечает, что практики этих музеев не безусловны, но они — «альтернативы современным приватизированным музеям, доведенным до творческого и интеллектуального паралича».

Стоит добавить, что Клэр Бишоп критикует коммерческие музеи, порождение проклятого капитализма, без фанатизма. И слова «темпоральность» и «дизъюнкция» употребляет только к месту.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+