На Модильяни посмотрят пристальнее

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Комплексный анализ 29 произведений из 10 французских государственных музеев должен стать «лучшим оружием против подделок»

Амедео Модильяни в своей мастерской на улице Коленкур. Монмартр, Париж, около 1918 г. Фото: Reproduction Bruno Descout / Centre Pompidou
Амедео Модильяни в своей мастерской на улице Коленкур. Монмартр, Париж, около 1918 г.
Фото: Reproduction Bruno Descout / Centre Pompidou

Десять художественных институций вместе с Реставрационно-исследовательским центром музеев Франции (известным как C2RMF) приступили к двухлетней технологической экспертизе всех произведений Амедео Модильяни, хранящихся в государственных коллекциях. В проекте под названием «Модильяни и его секреты» участвует 29 экспонатов: 3 скульп­туры и 26 картин, в том числе портрет брюнетки, принадлежащий Музею изящных искусств в Нанси и уже не считающийся подлинным.

Как сообщила Мари-Амели Сено из Музея современного искусства в Лилле, исследование творчества одного художника во французских коллекциях — первое с 1999 года, когда был реализован подобный проект, посвященный Винсенту ван Гогу. Ее институция может похвастать самым крупным среди французских музеев собранием портретов кисти Модильяни: в Лилле их 14. Богатой коллекцией музей обязан своему основателю, меценату Жану Мазюрелю, дядя которого начал собирать работы художника в 1917 году. С них и начались исследования в 2016-м, давшие старт нынешнему проекту.

«Жан-Батист Александр» (1909) Амедео Модильяни из Музея изобразительных искусств Руана во время исследований. Фото: Musée des Beaux-Arts de Rouen / C2RMF/Anaïs Genty-Vincent
«Жан-Батист Александр» (1909) Амедео Модильяни из Музея изобразительных искусств Руана во время исследований.
Фото: Musée des Beaux-Arts de Rouen / C2RMF/Anaïs Genty-Vincent

Реставрационно-исследовательский центр в Лувре приступил к работе над ним еще в мае. Свои экспонаты предоставили Центр Помпиду, Музей Пикассо и Музей современного искусства города Парижа, а также музеи Гренобля, Нанси, Руана и Труа. Национальная лаборатория C2RMF проведет съемку под микроскопом и сделает химический анализ синтетических пигментов. Органические материалы изучат специалисты лаборатории Национального центра научных исследований в Лилле.

Итоги подведут в научном каталоге и на симпозиуме в 2020 году, к 100-летию со дня смерти художника. «С удовольствием пригласим экспертов прокомментировать выводы», — говорит Сено. Вместе с тем она подчеркивает независимость комиссии от посторонних мнений. «Разумеется, в процессе мы можем обмениваться информацией, но значимость нашего исследования основана на том факте, что оно не имеет никаких финансовых последствий, — говорит она. — Это работы кисти знаменитого художника, принадлежащие Франции, поэтому мы обязаны объявить о результатах экспертизы широкой аудитории».

«Портрет Жанны Эбюртен» (1918) Амедео Модильяни из Музея современного искусства г. Труа во время исследований. Фото: C2RMF/Vanessa Fournier
«Портрет Жанны Эбюртен» (1918) Амедео Модильяни из Музея современного искусства г. Труа во время исследований.
Фото: C2RMF/Vanessa Fournier

По мнению Мишеля Меню, руководителя отдела исследований C2RMF, «чем больше мы знаем, тем эффективнее боремся с подделками». Безусловно, мошенники пытаются совершенствовать свои технологии, что требует и от экспертов все большей филигранности. «И все же предоставить данные нашей экспертизы общественности — лучший способ обнаружить и выявить существующие подделки», — уверен Меню. 

Напомним, последний по времени скандал вокруг имени Модильяни разгорелся в январе 2018 года в Генуе, когда полиция объявила фальшивыми 20 картин, экспонированных в местном Дворце дожей.  

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+