18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На Модильяни посмотрят пристальнее

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Комплексный анализ 29 произведений из 10 французских государственных музеев должен стать «лучшим оружием против подделок»

Амедео Модильяни в своей мастерской на улице Коленкур. Монмартр, Париж, около 1918 г. Фото: Reproduction Bruno Descout / Centre Pompidou
Амедео Модильяни в своей мастерской на улице Коленкур. Монмартр, Париж, около 1918 г.
Фото: Reproduction Bruno Descout / Centre Pompidou

Десять художественных институций вместе с Реставрационно-исследовательским центром музеев Франции (известным как C2RMF) приступили к двухлетней технологической экспертизе всех произведений Амедео Модильяни, хранящихся в государственных коллекциях. В проекте под названием «Модильяни и его секреты» участвует 29 экспонатов: 3 скульп­туры и 26 картин, в том числе портрет брюнетки, принадлежащий Музею изящных искусств в Нанси и уже не считающийся подлинным.

Как сообщила Мари-Амели Сено из Музея современного искусства в Лилле, исследование творчества одного художника во французских коллекциях — первое с 1999 года, когда был реализован подобный проект, посвященный Винсенту ван Гогу. Ее институция может похвастать самым крупным среди французских музеев собранием портретов кисти Модильяни: в Лилле их 14. Богатой коллекцией музей обязан своему основателю, меценату Жану Мазюрелю, дядя которого начал собирать работы художника в 1917 году. С них и начались исследования в 2016-м, давшие старт нынешнему проекту.

«Жан-Батист Александр» (1909) Амедео Модильяни из Музея изобразительных искусств Руана во время исследований. Фото: Musée des Beaux-Arts de Rouen / C2RMF/Anaïs Genty-Vincent
«Жан-Батист Александр» (1909) Амедео Модильяни из Музея изобразительных искусств Руана во время исследований.
Фото: Musée des Beaux-Arts de Rouen / C2RMF/Anaïs Genty-Vincent

Реставрационно-исследовательский центр в Лувре приступил к работе над ним еще в мае. Свои экспонаты предоставили Центр Помпиду, Музей Пикассо и Музей современного искусства города Парижа, а также музеи Гренобля, Нанси, Руана и Труа. Национальная лаборатория C2RMF проведет съемку под микроскопом и сделает химический анализ синтетических пигментов. Органические материалы изучат специалисты лаборатории Национального центра научных исследований в Лилле.

Итоги подведут в научном каталоге и на симпозиуме в 2020 году, к 100-летию со дня смерти художника. «С удовольствием пригласим экспертов прокомментировать выводы», — говорит Сено. Вместе с тем она подчеркивает независимость комиссии от посторонних мнений. «Разумеется, в процессе мы можем обмениваться информацией, но значимость нашего исследования основана на том факте, что оно не имеет никаких финансовых последствий, — говорит она. — Это работы кисти знаменитого художника, принадлежащие Франции, поэтому мы обязаны объявить о результатах экспертизы широкой аудитории».

«Портрет Жанны Эбюртен» (1918) Амедео Модильяни из Музея современного искусства г. Труа во время исследований. Фото: C2RMF/Vanessa Fournier
«Портрет Жанны Эбюртен» (1918) Амедео Модильяни из Музея современного искусства г. Труа во время исследований.
Фото: C2RMF/Vanessa Fournier

По мнению Мишеля Меню, руководителя отдела исследований C2RMF, «чем больше мы знаем, тем эффективнее боремся с подделками». Безусловно, мошенники пытаются совершенствовать свои технологии, что требует и от экспертов все большей филигранности. «И все же предоставить данные нашей экспертизы общественности — лучший способ обнаружить и выявить существующие подделки», — уверен Меню. 

Напомним, последний по времени скандал вокруг имени Модильяни разгорелся в январе 2018 года в Генуе, когда полиция объявила фальшивыми 20 картин, экспонированных в местном Дворце дожей.  

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+