18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Париже судят Спайдермена, укравшего картины на €100 млн

Вор признался, что украл картины потому, что они ему понравились, а его сообщник-дилер заявил, что уничтожил картины Пикассо и Модильяни

Во французской столице начался процесс по делу об ограблении Музея современного искусства города Парижа весной 2010 года. По словам одного из подсудимых, пять украденных полотен оказались «в мусорном ведре».

За почти семь лет полиции так и не удалось найти произведения искусства, похищенные в ночь на 20 мая 2010 года сербским грабителем со стажем Вьераном Томичем. На счету 49-летнего преступника, получившего прозвище Спайдермен, уже 14 судимостей: рецидивист проникал в музеи и дома состоятельных граждан, карабкаясь по стенам. Дело парижского музея — самое громкое в «карьере» Томича. Обычно за подобные кражи суд приговаривает преступников к десяти годам лишения свободы, но балканский Человек-паук рискует получить в два раза больше, учитывая его богатое криминальное прошлое. Как сообщает интернет-портал artdaily.com, Томич (задержанный еще в 2011 году) заявил, что украл картины просто потому, что они ему понравились, и сравнил себя с искусным вором Арсеном Люпеном — грабившим зажиточных парижан обаятельным персонажем романов Мориса Леблана. Преступник признался, что планировал украсть лишь «Натюрморт с подсвечником» (1922) Фернана Леже, но удачно сложившиеся обстоятельства побудили его не ограничиваться похищением одной работы. Музейная сигнализация была на ремонте, камеры видеонаблюдения Томичу удалось заблаговременно отключить, а охранники, дежурившие той ночью, и вовсе не заметили, что в здании происходит неладное. Прогуливаясь по залам, сербский вор и любитель искусства решил воспользоваться случаем и прихватил с собой еще четыре картины: «Пастораль» (1905) Анри Матисса, «Оливковое дерево близ Эстака» (1906) Жоржа Брака, «Женщину с веером» (1919) Амедео Модильяни и «Голубя с зеленым горошком» (1911) Пабло Пикассо. Пропажу обнаружили на следующий день перед открытием музея. Злоумышленника, ценителя живописи ХХ века, сотрудники правоохранительных органов арестовали после анонимной наводки и отслеживания мобильного телефона. По словам председательствовавшего в понедельник судьи, ограбление было совершено с «обескураживающей легкостью».

На скамье подсудимых вместе со Спайдерменом находились двое сообщников, помогавших Томичу с транспортировкой и хранением картин, — арт-дилеры Жан-Мишель Корве и Йонатан Бирн. Последний утверждает, что «выбросил и уничтожил» украденные работы, и называет этот поступок «самой большой ошибкой в своей жизни». Следователи и судьи не склонны верить словам Бирна: по их мнению, арт-дилер «слишком умен» для того, чтобы так просто расстаться с произведениями, общая стоимость которых составляет более €100 млн. Вполне вероятно, что пропавшие картины были вывезены за пределы Франции, но, как считают эксперты, продать шедевры на открытом рынке невозможно. Чтобы подобные инциденты не повторялись, Музей современного искусства вложил €3 млн в полное обновление системы безопасности. При этом никто из сотрудников музея не был отстранен от работы.

Нераскрытое преступление в парижском музее не единственный случай хищения дорогостоящих предметов искусства в Европе за последние несколько лет. К примеру, летом 2015 года в Мадриде из дома друга и наследника Фрэнсиса Бэкона пропали пять картин английского художника-экспрессиониста, оцененных в €30 млн. По данным испанской газеты El País, воры воспользовались отсутствием хозяина и вынесли работы, предварительно заблокировав сигнализацию. Тридцать первого января полиция арестовала троих подозреваемых по делу. Ранее были задержаны еще пятеро участников банды грабителей. Местонахождение картин до сих пор остается неизвестным.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+