В Париже судят Спайдермена, укравшего картины на €100 млн

Вор признался, что украл картины потому, что они ему понравились, а его сообщник-дилер заявил, что уничтожил картины Пикассо и Модильяни

Амедео Модильяни. "Женщина с веером" ("Луния Чеховская"). 1919
Амедео Модильяни. "Женщина с веером" ("Луния Чеховская"). 1919

Во французской столице начался процесс по делу об ограблении Музея современного искусства города Парижа весной 2010 года. По словам одного из подсудимых, пять украденных полотен оказались «в мусорном ведре».

За почти семь лет полиции так и не удалось найти произведения искусства, похищенные в ночь на 20 мая 2010 года сербским грабителем со стажем Вьераном Томичем. На счету 49-летнего преступника, получившего прозвище Спайдермен, уже 14 судимостей: рецидивист проникал в музеи и дома состоятельных граждан, карабкаясь по стенам. Дело парижского музея — самое громкое в «карьере» Томича. Обычно за подобные кражи суд приговаривает преступников к десяти годам лишения свободы, но балканский Человек-паук рискует получить в два раза больше, учитывая его богатое криминальное прошлое. Как сообщает интернет-портал artdaily.com, Томич (задержанный еще в 2011 году) заявил, что украл картины просто потому, что они ему понравились, и сравнил себя с искусным вором Арсеном Люпеном — грабившим зажиточных парижан обаятельным персонажем романов Мориса Леблана. Преступник признался, что планировал украсть лишь «Натюрморт с подсвечником» (1922) Фернана Леже, но удачно сложившиеся обстоятельства побудили его не ограничиваться похищением одной работы. Музейная сигнализация была на ремонте, камеры видеонаблюдения Томичу удалось заблаговременно отключить, а охранники, дежурившие той ночью, и вовсе не заметили, что в здании происходит неладное. Прогуливаясь по залам, сербский вор и любитель искусства решил воспользоваться случаем и прихватил с собой еще четыре картины: «Пастораль» (1905) Анри Матисса, «Оливковое дерево близ Эстака» (1906) Жоржа Брака, «Женщину с веером» (1919) Амедео Модильяни и «Голубя с зеленым горошком» (1911) Пабло Пикассо. Пропажу обнаружили на следующий день перед открытием музея. Злоумышленника, ценителя живописи ХХ века, сотрудники правоохранительных органов арестовали после анонимной наводки и отслеживания мобильного телефона. По словам председательствовавшего в понедельник судьи, ограбление было совершено с «обескураживающей легкостью».

На скамье подсудимых вместе со Спайдерменом находились двое сообщников, помогавших Томичу с транспортировкой и хранением картин, — арт-дилеры Жан-Мишель Корве и Йонатан Бирн. Последний утверждает, что «выбросил и уничтожил» украденные работы, и называет этот поступок «самой большой ошибкой в своей жизни». Следователи и судьи не склонны верить словам Бирна: по их мнению, арт-дилер «слишком умен» для того, чтобы так просто расстаться с произведениями, общая стоимость которых составляет более €100 млн. Вполне вероятно, что пропавшие картины были вывезены за пределы Франции, но, как считают эксперты, продать шедевры на открытом рынке невозможно. Чтобы подобные инциденты не повторялись, Музей современного искусства вложил €3 млн в полное обновление системы безопасности. При этом никто из сотрудников музея не был отстранен от работы.

Нераскрытое преступление в парижском музее не единственный случай хищения дорогостоящих предметов искусства в Европе за последние несколько лет. К примеру, летом 2015 года в Мадриде из дома друга и наследника Фрэнсиса Бэкона пропали пять картин английского художника-экспрессиониста, оцененных в €30 млн. По данным испанской газеты El País, воры воспользовались отсутствием хозяина и вынесли работы, предварительно заблокировав сигнализацию. Тридцать первого января полиция арестовала троих подозреваемых по делу. Ранее были задержаны еще пятеро участников банды грабителей. Местонахождение картин до сих пор остается неизвестным.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+