Установление подлинности в сфере искусства — не точная наука

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Большая часть подделок попадает на рынок в самой нижней части «пищевой цепи»: через блошиные рынки, комиссионные магазины и интернет-сайты, такие как eBay

Эксперт проверяет подлинность экспонатов на ярмарке старого искусства TEFAF в Маастрихте. Photo: Loraine Bowdewes/Tefaf
Эксперт проверяет подлинность экспонатов на ярмарке старого искусства TEFAF в Маастрихте. Photo: Loraine Bowdewes/Tefaf
Справка

Джейн Каллир
Куратор, историк искусства, автор каталога-резоне Эгона Шиле

Еще…

Процедура установления подлинности произведений искусства в последнее время подвергается нападкам со всех сторон. Скандалы, связанные с подделками, разгораются один за другим. Всего через несколько месяцев после того, как суд в Германии вынес Вольфгангу Бельтракки обвинительный приговор за подделку произведений Генриха Кампендонка, Макса Пехштейна и Макса Эрнста, в США закрылась одна из старейших галерей Америки — Knoedler, ее обвинили в продаже фальшивых произведений искусства, приписывавшихся ведущим представителям абстрактного экспрессионизма. Летом 2017 года раньше срока закрылась выставка Амедео Модильяни во Дворце дожей в Генуе после того, как выяснилось, что практически все ее экспонаты — подделки. (А год назад начался очередной скандал вокруг сомнительного русского авангарда, представленного в Музее изящных искусств Гента, пока далекий от завершения. В последние годы, опасаясь судебных разбирательств, фонды, представляющие наследие таких художников, как Жан-Мишель Баскиа, Александр Колдер, Ли Краснер, Рой Лихтенштейн, Джексон Поллок, Энди Уорхол и Кит Харинг, распустили свои экспертные комиссии. Именно тогда, когда в них нуждаются больше всего, специалисты начинают чрезмерно осторожничать.

Тем не менее масштабы атрибуционного кризиса вовсе не так велики, как может показаться, если судить по упомянутым громким делам. Большая часть подделок попадает на рынок в самой нижней части «пищевой цепи»: через блошиные рынки, комиссионные магазины и такие интернет-сайты, как eBay. Подобные дешевые подделки, как правило, выявляют еще до того, как они успевают проникнуть в верхний сегмент арт-рынка. Очень немногим изготовителям подделок хватает таланта на создание оригинальных композиций, близких стилистически к творчеству именитых художников, чтобы ввести в заблуждение сравнительно осведомленного человека, не говоря уже об экспертах.

Однако, как показывают случаи Бельтракки и Knoedler, если изготовителю подделки все-таки удается пробить брешь в обороне художественного сообщества, речь может идти об огромных ставках. Реставратор и ученый Джеймс Мартин, сумевший разоблачить подделки Knoedler, доказав, что при создании картин были использованы не характерные для художников анахроничные материалы, любит сравнивать атрибуцию с табуретом, стоящим на трех ногах: знаточество, технический анализ и провенанс. Систематическое изучение и каталогизация помогают выявить индивидуальные стилистические особенности каждого художника и упорядочить знания о том, кому и когда принадлежали его произведения.

Несмотря на то что провенанс является полезным дополнением к вещественным доказательствам, которые можно получить благодаря анализу материалов, из которых сделано произведение искусства, его недостаточно для установления авторства. Историю происхождения легко сфальсифицировать, и подделки проникали в коллекции многих выдающихся собирателей. Аналогичным образом обнаружение пигментов, неизвестных при жизни художника, может служить доказательством подделки, однако присутствие соответствующих историческим реалиям веществ не обязательно доказывает подлинность. При всей важности технического анализа и провенанса ключевую роль в атрибуции играет знаточество.

Установление подлинности произведений искусства не является и, судя по всему, никогда не станет точной наукой. Это вовсе не означает, что работающие в этой сфере специалисты некомпетентны или непоследовательны. Тем не менее мы живем в мире «альтернативных фактов», где все мнения считаются одинаково вескими и где каждый может найти «авторитетное лицо», которое выскажет нужное ему суждение. В основе нынешнего кризиса атрибуции лежит сочетание популистского недовольства самим явлением экспертизы, неизбежной субъективности процедуры атрибуции и головокружительных цен на искусство. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+