Дар князя Лобанова-Ростовского музею «Ростовский кремль» стал причиной уголовного дела

Произведения русского авангарда, подаренные в 2014–2016 годах, оказались поддельными. По делу допрашивают сотрудников музея

Ольга Розанова. «Зеленая полоса» («Распыленный свет»). 1917. Фото: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Ольга Розанова. «Зеленая полоса» («Распыленный свет»). 1917.
Фото: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Подаренные картины сейчас можно видеть на выставке в Ростовском кремле вместе с другими произведениями авангарда из собрания музея. Они останутся там до 10 мая 2019 года — если вдруг следствие не решит иначе.

В 2014 и 2016 годах Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» получил в дар от князя Никиты Лобанова-Ростовского картины и графику, подписанные именами Александры Экстер, Ильи Машкова, Антона Лавинского и Жоржа Брака. В 2017 году эти произведения были подвергнуты ряду экспертиз, показавших, что они являются поддельными. Экспертизы были проведены в нескольких организациях разного профиля: ГосНИИРе, Русском музее, Институте геологии и геохронологии докембрия РАН. В июле того же года Министерство культуры издало приказ об их выводе из музейного фонда Российской Федерации.

Тогда Никита Лобанов-Ростовский заявил, что он дарил подлинники, а если они и оказались подделками, то он не мог об этом знать.

Старая атрибуция: Александра Экстер. Эскиз костюмов к спектаклю «Фамира-кифаред» И. Анненского. 1916. Дар князя Лобанова-Ростовского. Фото: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Старая атрибуция: Александра Экстер. Эскиз костюмов к спектаклю «Фамира-кифаред» И. Анненского. 1916. Дар князя Лобанова-Ростовского.
Фото: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Почти год спустя, 22 мая 2018 года, согласно документам, оказавшимся в распоряжении TANR, по поводу случившегося было возбуждено уголовное дело. Впрочем, неожиданное: согласно постановлению, в музей-то были переданы подлинники. И уже в стенах музея, в период с 2016-го до 28 июня 2017 года (дата публикаций экспертизы) неизвестными лицами предположительно было совершено тайное хищение подарков Лобанова-Ростовского и замена их на копии. Уголовное дело о хищении по ч. 1 ст. 158 УК РФ возбудили по заявлению депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Анатолия Грешневикова, который руководствовался позицией Лобанова-Ростовского о том, что тот дарил подлинники.

По сведениям нашего издания, сотрудники музея уже более десяти раз вызывались на допросы по возбужденному уголовному делу.

Сюжет с подменой в стенах музея картин, подаренных Лобановым-Ростовским, появился после заявления депутата, направленного в прокуратуру в конце апреля 2018 года. Любопытная деталь: за месяц до этого, в марте, «Ростовский кремль» сам опубликовал историю о другом преступлении, касающемся подмены произведений русского авангарда, но с весьма сходной фабулой.

Старая атрибуция: Александра Экстер. Эскиз костюма танцовщицы в тунике к драме «Фамира-кифаред». 1916. Дар князя Лобанова-Ростовского. Фото: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Старая атрибуция: Александра Экстер. Эскиз костюма танцовщицы в тунике к драме «Фамира-кифаред». 1916. Дар князя Лобанова-Ростовского.
Фото: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Дело в том, что, проверив дар Лобанова-Ростовского, сотрудники решили подвергнуть обследованию на всякий случай и другие картины из своего собрания русского авангарда. В ходе него выяснилось, что две картины за подписью Малевича и Поповой, как считалось, находившиеся в Ростове с 1920-х годов, были заменены копиями. Оригиналы же еще в советское время были проданы за границу. «Самовар» Казимира Малевича оказался в нью-йоркском МoМА, а «Беспредметная композиция» Любови Поповой — в коллекции Георгия Костаки, а ныне в Музее современного искусства в Салониках.

Как считают искусствоведы и сотрудники музея, нашедшие следы в архивах, подмена была произведена человеком, имевшим доступ к фондам музея. «Ростовский кремль» объявил, что будет бороться за то, чтобы подлинники Малевича и Поповой были возвращены в Россию из Нью-Йорка и Салоник. Однако хотя музей подал заявление о краже двух работ еще в феврале 2018 года, но уголовное дело пока еще не возбуждено, идет доследственная проверка.

Старая атрибуция: Илья Машков. «Натюрморт с камелиями, фруктами и вином». 1918. Дар князя Лобанова-Ростовского. Фото: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Старая атрибуция: Илья Машков. «Натюрморт с камелиями, фруктами и вином». 1918. Дар князя Лобанова-Ростовского.
Фото: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Все сомнительные работы можно увидеть в Ростовском кремле на выставке «Хвост кометы. Произведения „левых“ художников начала ХХ века в собрании музея „Ростовский кремль“», которая продлится до 10 мая 2019 года. Помимо дара Лобанова-Ростовского и двух подмененных картин советского периода, на выставке представлены подлинники — весь авангард из собрания музея. Это более 50 картин, рисунков и скульптур лучших мастеров эпохи: работы Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Александра Осмеркина и многих других. Впервые в полном составе на стенах музея представлено собрание авангарда из его фондов, сформированное в 1922 году в рамках масштабного проекта распределения в региональные музеи страны картин новаторов-авангардистов.

Заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Ростовский кремль» Сергей Сазонов рассказал The Art Newspaper Russia, что, выставляя эти поддельные произведения, музей дает возможность взглянуть на историю своей коллекции авангарда с более сложных ракурсов. Вдобавок это привлекает внимание к глобальной проблеме наличия фальшивых произведений искусства эпохи авангарда в музейных собраниях.

Старая атрибуция: Александра Экстер. «Абстрактная композиция с красными, голубыми и жёлтыми полушариями». 1918. Дар князя Лобанова-Ростовского. Фото: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Старая атрибуция: Александра Экстер. «Абстрактная композиция с красными, голубыми и жёлтыми полушариями». 1918. Дар князя Лобанова-Ростовского.
Фото: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

По его словам, выставка после своего окончания будет плавно переведена в формат постоянной экспозиции. Однако это касается только представленных подлинников. А вот поддельный авангард, скорее всего, со стен музея после окончания выставки уберут.

UPD: В статье допущена ошибка. Заявление депутата Анатолия Грешневикова было направлено Председателю следственного комитета РФ Александру Бастрыкину 7 июля 2017 года (а не в апреле 2018). Таким образом, это заявление не следовало, а предшествовало публикации в газете «Ростовский кремль» в марте 2018 года. Приносим свои извинения.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+