Коллекция Костаки снова в авангарде

Выставка «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт» отмечает рождение нового Музея модернизма и исследовательского центра, посвященного русскому авангарду

Экспозиция выставки «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт». Фото: SMCA
Экспозиция выставки «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт».
Фото: SMCA

Увидеть в Салониках знаковые произведения Казимира Малевича, Михаила Матюшина, Любови Поповой, Александра Родченко, Ольги Розановой, Павла Филонова и прочих грандов левого искусства из России можно было и прежде. Кого-то из туристов визит в тамошний Музей современного искусства приводил чуть ли не в состояние эстетического шока — из-за неожиданного обилия экспонатов мирового уровня; другие приходили туда целенаправленно, зная, чего ради. Теперь и у первых, и у вторых будет больше ясности, что именно их ждет в музейных стенах. Выставка «Рестарт», открывшаяся в конце июня, хотя и носит статус временной, служит прообразом будущей постоянной экспозиции, которую планируется обновлять дважды в год. 

Экспозиция выставки «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт»
Экспозиция выставки «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт»

История о том, каким образом значительная часть собрания Георгия Костаки оказалась в фондах Государственного музея современного искусства города Салоники, довольно хорошо известна. После вынужденного раздела коллекции в 1977 году, когда условием беспрепятственного выезда Костаки из СССР на историческую родину, в Грецию, стала необходимость передать ряд важных произведений Третьяковской галерее, у Георгия Дионисовича все же оставалось множество ценных предметов искусства. После смерти хозяина правительство Греции приобрело у его наследников 1277 работ, относящихся к авангардному периоду в России, а также архив, насчитывающий около 3000 единиц хранения. Сделка стоимостью $40 млн была окончательно закрыта в 2000 году, и с тех пор эта часть коллекции Костаки принадлежит музею в Салониках.

Экспозиция выставки «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт». Фото: SMCA
Экспозиция выставки «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт».
Фото: SMCA

Все минувшие годы институция охотно отпускала экспонаты на гастроли, периодически устраивая и у себя, в здании бывшего монастыря, временные выставки на темы из эпохи русского авангарда. Однако такого рода показы приходилось совмещать или чередовать с событиями в сфере современного искусства — сообразно наименованию музея. Теперь ситуация кардинально меняется. Директор институции Мария Цанцаноглу рассказала TANR о сути происходящих перемен: «Коллекция обладает большой мобильностью, она путешествует повсюду, но сейчас мы хотим именно здесь, в Салониках, сделать акцент на изучение русского авангарда, в том числе на основе архива, который у нас хранится. „Рестарт“ — потому что в связи с реорганизацией наш музей становится Музеем модернизма, и коллекция Костаки будет здесь главной, а Музей современного искусства расположится в отдельном пространстве, где и сосредоточатся все активности, связанные с сегодняшними художественными процессами — там будет, в частности, базироваться биеннале. А здесь мы при поддержке наших попечителей планируем заниматься изучением авангарда первой половины прошлого века. Таким образом, коллекция Костаки должна приобрести не только дополнительную международную известность, но и привлечь аудиторию в самой Греции».

Казимир Малевич. «Портрет». Около 1910. Фото: SMCA
Казимир Малевич. «Портрет». Около 1910.
Фото: SMCA

Фраза о попечителях неслучайна. Хотя музей и государственный, достаточных бюджетных средств на его «перезагрузку» явно не набиралось, и руководство возлагало большие надежды на помощь извне. В 2017 году комитет по развитию музея возглавила наша соотечественница Кристина Краснянская, учредитель московского Heritage Art Foundation, а генеральным партнером проекта реорганизации стал московский же благотворительный фонд AVC Charity, основанный предпринимателем и коллекционером Андреем Чеглаковым. Привлеченные силы позволили избежать «долгостроя».

Планы по превращению музея в исследовательский центр, посвященный русскому авангарду, представляются вполне амбициозными — особенно если учесть, что за пределами России другого столь же репрезентативного собрания нет. В дальнейшем ожидаются международные научные конференции, должна активизироваться издательская деятельность. Обещаны и гранты для молодых искусствоведов, желающих внести вклад в систематизацию архива Георгия Костаки, который все еще далек от подробного изучения. Пока же наиболее наглядным свидетельством идущих перемен выступает та самая выставка «Рестарт». 

Илья Чашник. «Супрематический крест». 1923. Фото: SMCA
Илья Чашник. «Супрематический крест». 1923.
Фото: SMCA

Ее кураторами стали сотрудники московского Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Наталия Автономова и Алла Луканова. По словам Автономовой, они не стремились к тому, чтобы структура выставки была абсолютным ноу-хау, но все же корректировали некоторые общепринятые установки с учетом особенностей здешнего материала. Скажем, опыты 1900-х годов, которые могли бы быть отнесены к импрессионизму, символизму или неопримитивизму, расположились в едином разделе под названием «Предавангард». Аналогично многие поздние вещи, 1930–1940-х годов, объединены лейблом «Поставангард» — без многословной детализации, что из чего произошло. Но ключевые ориентиры вроде «Кубофутуризма», «Супрематизма и беспредметности» или «Конструктивизма» все на своих местах — с соответствующим наполнением. Разве что матюшинская «школа органической культуры» слилась с филоновским «аналитическим искусством»: конспект есть конспект.

Любовь Попова. «Эскиз портрета». 1915. Фото: SMCA
Любовь Попова. «Эскиз портрета». 1915.
Фото: SMCA

Суммарно в выставку включено около 400 экспонатов, причем не только живопись с графикой, но и трехмерные объекты — от внушительных размеров фрагмента «Летатлина» до агитфарфора. В наличии также коллажи, цветовые таблицы, раритетные футуристические издания, политические плакаты и киноафиши — устроители явно стремились по максимуму охватить спектр авангардной деятельности. Набор имен довольно широк, хотя авторы представлены в разных пропорциях: от единичных работ до «мини-персоналок», как вышло, например, с Иваном Клюном или Соломоном Никритиным. При всей значимости присутствия в экспозиции суперзвезд вроде Малевича и Ларионова выставка держится не только на них. Об этом, кстати, в своем комментарии для TANR говорил знаменитый куратор и искусствовед, профессор Университета Южной Калифорнии Джон Боулт: «Сто лет назад не было термина „русский авангард“, он возник только в 1960–1970-е годы. Поэтому бывает трудно определить, что в действительности сюда относится. Прелесть здешней коллекции заключается в том, что Георгий Дионисович коллекционировал не только большие имена: Малевича, Кандинского, Родченко, но и тех художников, которые на Западе, к сожалению, не ассоциируются с русским авангардом. Никритин, Редько, Тышлер — была ведь целая вереница имен, которые пока не очень звучат. И я надеюсь, что прежде всего музей будет показывать незнакомых широкой публике авторов. Тогда возникнет диапазон, из которого станет понятно, что, кроме абстракции, существовали и другие течения. И еще важно, что в понятие „русского авангарда“ включены художники из Армении, Украины, Грузии. Должна быть мозаика, панорама».

Казимир Малевич. «Черный четырехугольник». Фото: SMCA
Казимир Малевич. «Черный четырехугольник».
Фото: SMCA

Разнообразие материала надо отнести к достоинствам выставки, но оно же создавало и трудности, в том числе для дизайнеров Кирилла Асса и Нади Корбут. Два музейных этажа из трех представляют собой вытянутые пространства, разделенные по всей длине внутренними аркадами. Приспособить такую архитектуру под многослойную, сложносоставную экспозицию — задача не из элементарных. Комбинируя выгородки и фальшстены с исходной структурой, дизайнеры все же умудрились достичь приемлемого результата. Сохранится ли этот хрупкий баланс после обещанных в дальнейшем ротаций, предсказать пока сложно. 

Поскольку экспонаты музея в Салониках относятся к художественной культуре, которая для российской публики, мягко говоря, не совсем чужая, было любопытно узнать, предполагается ли сотрудничество с нашими музеями. Мария Цанцаноглу вроде бы настроена оптимистично: «Мы участвовали недавно в выставке Эль Лисицкого в Москве, и это было очень важно для нас. Сейчас мы обсуждаем с Третьяковской галереей возможность нашего участия в предстоящей выставке Ивана Кудряшова. В идеале мы бы очень хотели, чтобы две части коллекции Костаки соединились на выставке в Москве».

Алексей Моргунов. «Стоящая фигура» («Авиатор»). Фото: SMCA
Алексей Моргунов. «Стоящая фигура» («Авиатор»).
Фото: SMCA

Такой прецедент, кстати, уже имел место в 1995 году в Афинах, где на единой площадке соседствовали разлученные произведения из легендарной коллекции. По словам Марии Цанцаноглу, от Москвы уже получены определенные гарантии, что музейный обмен в данном случае не приведет к юридическим коллизиям. Однако нынешнюю ситуацию все же нельзя назвать безмятежной и благостной. Например, буквально накануне открытия «Рестарта» Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» в лице его директора Наталии Каровской обратился к попечительскому совету музея в Салониках и одновременно к послу Греции в России с письмом, где утверждается, что картина Любови Поповой «Беспредметная композиция», вывезенная в числе прочего Георгием Костаки в Грецию, в действительности является собственностью ГМЗРК. Проведенная в Ростове экспертиза подразумевает, что подлинник был там некогда, еще до 1972 года, подменен копией. Ростовские музейщики хотят добиться «совместного исследования обоих предметов» и сетуют на отсутствие реакции с греческой стороны. Впрочем, еще в минувшем апреле, комментируя ситуацию, Мария Цанцаноглу заявляла, что уверена в законности владения «Беспредметной композицией», но не против возможного экспертного сотрудничества в целях прояснения вопроса.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+