18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Роман с Римом, или Как уместить в себе барокко

№70
Материал из газеты

Аркадий Ипполитов рассказывает о Вечном городе, его художниках и архитекторах, а также о том, почему он русскому человеку как родной

Книга «Просто Рим» — третья из серии Аркадия Ипполитова «Образы Италии XXI» и, возможно, лучшая. Кажется, что после «Особенно Ломбардии» и «Только Венеции» жанр блестящих и очень свое­образных авторских повествований об итальянском искусстве и местах его рождения окончательно сформировался и обрел ритм. Или просто верные читатели и почитатели Ипполитова привыкли к неожиданным поворотам этого рассказа, прихотливым ассоциациям, резким переходам от истории к современности, к вызывающей и восхищающей независимости суждений. Таких читателей уже не смутит ни резкий юмор, ни злая ирония, без которых просто невозможно обойтись в книге о великом искусстве и его гениальных творцах, иначе впадаешь в невыносимый пафос и развесистые благобанальности. Что часто и происходит с авторами трудов чопорного искусствоведения. В новейших, хорошего тона, работах восторги, как правило, отсутствуют, их заменяет бесстрастно изложенный исторический материал, намертво подтвержденный ссылками на источники, но тут теряется непосредственность восприятия, и читатель не очень понимает, зачем ему эта точная информация. 

Ипполитов выбрал свой путь, то ли новый, то ли старомодно личный. Название серии отсылает к «Образам Италии», написанным столетие назад Павлом Муратовым. Но век, прошедший между этими книгами, радикально изменил мир, да и автор первых «Образов» был вдвое моложе сегодняшнего. Говоря о Вечном городе по-бытовому просто, Ипполитов роднит читателей с ним, дает возможность обживаться в его величии, что не мешает держать дистанцию в отношении гениев, здесь творивших.

«Просто Рим» — это и роман о Риме, и роман о романе автора с Римом. В нем нет ни библиографии, ни примечаний, хотя исторических сведений и ученых мнений приведено множество. Зато образ автора-рассказчика предъявлен по-романному откровенно. Со всеми его биографическими особенностями, определяющими отношение автора к предмету: национальностью (русский), профессией (искусствовед, научный сотрудник Эрмитажа, куратор выставок), умом (очевидным) и возрастом. Характер этого романа определяет личный опыт пишущего: великолепное профессиональное знание и понимание искусства, долгое знакомство с городом-героем, немного усталая, проверенная временем любовь к нему. Любовь нелегкая, поскольку предмет ее грандиозен и стар, почти как мир. «Сосуществование живых и мертвых и их взаимоотношения — типично римская тема», «время в этом городе ставит все с ног на голову» — получается, что мы моложе Рима, современность и наша жизнь только мгновение для него. Не велика им цена.

Ипполитов знает о Риме и его искусстве впечатляюще много. Он понимает Бернини, Борромини и Караваджо как родных, и если читатель их тоже хорошо понимает и много о них знает, то ему тем более интересно прочитать о гениях, потому что у Ипполитова на них свой взгляд. Он помнит наизусть не только каждый зубец-завиток башни церкви Сант-Иво алла Сапиенца, но и чувство, когда ее первый раз увидел, а историю Пьяцца Навона способен рассказать от Античности до появления в «Великой красоте» Паоло Соррентино, который цитирует фильм Федерико Феллини и не выдерживает сравнения с ним. В книге, как и в городе, прошлое определяет настоящее.

В «Просто Риме» достаточно поводов, чтобы читатель вздрогнул не только от восхищения, но и от недоумения. Начиная с названия и обложки. Но этому есть объяснения: «просто» — потому что не подобрать к Вечному городу исчерпывающего определения, а обложечный кадр из римской новеллы фильма Витторио Де Сики «Вчера, сегодня, завтра» — сцена стриптиза в исполнении коллеги древнеримских гетер.

Финал романа остается открытым. Последние его строки посвящены капелле Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо. «В картинах Караваджо и Карраччи, ее украшающих, наиболее ясно и четко выражено особое, римское отношение к чуду как к чему-то постоянному и осязаемому. С ее вдумчивого осмотра лучше всего начинать не знакомство с Римом, а его осознание. С нее и начнется моя книга о Риме, ибо эта — только вступление к ней».

И еще. «Просто Рим» вызвал невиданную по накалу страстей дискуссию в соцсетях. Автора уличали в «чудовищных ошибках»; часть претензий видятся лишь придирками, но другие стали поводом для серьезного научного обсуждения.  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+