18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В России предотвращен коллапс международного музейного обмена

В Эрмитаже и Третьяковской галерее рассказали, что музеи выиграют благодаря отмене уплаты пошлин на ввоз и вывоз экспонатов

Правительство РФ освободило от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов музеи, библиотеки и другие некоммерческие организации. В документе уточняется, что, «согласно ранее принятым нормам», обеспечение по уплате ввозных пошлин на предметы искусства составляло 18% от их общей страховой оценки. 

Значило ли это, что предоставление обеспечения уже практиковалось музеями и другими организациями, а теперь эти организации получили льготу? Как выяснилось, нет. Федеральный закон о таможенном регулировании, обременяющий музеи, был принят 3 августа 2018 года, однако часть, касающаяся ввоза и вывоза произведений искусства, в действие вступить не успела. 

Инициатором дискуссии, повлекшей отмену норматива, стал Государственный Эрмитаж во главе с Михаилом Пиотровским, который в ноябре прошлого года заявлял, что организация международных выставок, если положение вещей не изменится, станет невозможной. «Если бы отмены этой нормы не случилось, то Эрмитажу, например, по выставке, которая только что уехала от нас, пришлось бы заплатить 1,5 млрд руб. депозита, — рассказала нам руководитель юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева. — Слава богу, что успели сделать это к концу декабря 2018 года, потому что иначе в новом году наступил бы полный коллапс с зарубежными выставками, у музеев таких денег нет. Это, безусловно, была добрая воля и Минфина, и Федеральной таможенной службы, и особенно правового отдела Минкультуры. Все действовали слаженно и активно».

С такой оценкой нововведения солидарна директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. «Когда прошла информация, что вводится подобная регламентация, все поняли, что это будет конец международного музейного обмена, — рассказала она нашей газете. — В первую очередь, конечно, пострадали бы Государственный Эрмитаж и Пушкинский музей, которые регулярно ввозят выставки из-за рубежа, но и нас эта ситуация касается. В апреле у нас должна открыться выставка Эдварда Мунка с огромной страховой оценкой. По новым регламентам нам пришлось бы внести как депозит 18% от этой оценки. Эта сумма многократно превышает годовой бюджет Третьяковской галереи и, конечно, никоим образом на нашем счету появиться не может. То же касается вывоза экспонатов. Конечно, страховая стоимость произведений русского искусства в среднем чуть меньше, чем у искусства западноевропейского, но все равно 18% от этих сумм — это невероятные, неподъемные деньги. Так что мы все обратились в Министерство культуры с просьбой пересмотреть этот порядок».

Михаил Пиотровский в беседе с нашей газетой выразил удовлетворение ходом событий, но отметил, что до совершенства ситуации далеко. 

«Сейчас мне надо поблагодарить всех за слаженную работу, остальные музеи тоже благодарят нас за то, что мы подняли эти вопросы. Есть еще немало юридических проблем такого рода — например, нет достаточных гарантий для выставок из частных коллекций. Так что у нас еще много работы».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+