18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?

В венском Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России

В последние дни работы выставки никакой #очерединабрейгеля у входа в венский Музей истории искусств уже не наблюдалось, зато на фасаде красовалась афиша с надписью “Bruegel. Sold out” («Брейгель. Распродано») — билетов действительно не было ни в кассах, ни онлайн, ни обычных, ни для друзей KHM, музейных сотрудников или прессы. Реагируя на феноменальный спрос у зрителей, музей продлил выставку на 13 часов — в выходные 12 и 13 января перед своим закрытием экспозиция работала до часу ночи.

Билеты на дополнительный вечерний показ были распроданы за несколько минут. Количество желающих купить билеты на Bruegel Finale было так велико, что сервер музея не выдержал и сайт по продаже музейных билетов обвалился. Вечером в субботу и воскресенье в залах, где проходила выставка, было настоящее вавилонское столпотворение — в первом же зале люди становились в очередь, чтобы подойти к картинам. Только в эти последние часы экспозицию посетило около 1 тыс. человек, а общее количество посетителей выставки достигло рекордных для KHM 408 тыс. Успешная рекламная кампания — слоган выставки «Однажды в жизни» — обеспечила и великолепные продажи каталога (было продано более 20 тыс. экземпляров).

Разумеется, назвать точное число русских посетителей выставки не берется никто, но в пресс-службе отмечают, что это не менее 6% всех посетителей. В музее признаются, что такого наплыва из России они не ожидали и были очень удивлены. Мы также не можем вспомнить ни одной выставки за пределами России, которая привлекла бы столько русских. Кажется, выставочный бум, который можно наблюдать в последние несколько лет в Москве и Санкт-Петербурге, привел к тому, что наши соотечественники все чаще подгадывают поездки за рубеж к посещению мировых выставок-блокбастеров. Подтверждение этому — популярность паблика в Facebook «Надо ехать смотреть» (@mustseeart), на который подписано около 20 тыс. человек. Кстати, именно там появилась одна из первых заметок, горячо рекламировавших выставку Брейгеля, с которой, как считается, и началась невиданная популярность этой выставки у русскоязычных пользователей Facebook. Среди причин этого массового паломничества на Брейгеля называли и популярность художника в Советском Союзе благодаря своеобразным киноцитатам у Тарковского, и даже пост оппозиционера Алексея Навального в том же Facebook, посетившего выставку и призывавшего своих подписчиков последовать его примеру. Директор венского Музея истории искусств Сабина Хааг рассказала нам, что среди посетителей KHM всегда значительный процент составляют именно туристы из России, поэтому в музее появились, например, аудиогиды на русском. Интереса к венскому музею в России, по ее словам, добавили и обменные выставки в рамках сотрудничества с Государственным Эрмитажем: «Имперские столицы: Санкт-Петербург — Вена. Шедевры музейных коллекций» в Санкт-Петербурге и «Эрмитаж в гостях. Шедевры от Боттичелли до ван Дейка» в Вене, на открытии которых присутствовал президент России Владимир Путин.

На вопрос о том, как она сама относится к подобному типу выставок-блокбастеров, которые бьют рекорды посещаемости и на которых из-за толп не всегда удается подойти к экспонатам, Сабина Хааг ответила, что это все же хороший знак, особенно для выставок старых мастеров. «Часто можно наблюдать такое по отношению к импрессионистам или современному искусству, но для старого мастера такая посещаемость — скорее редкость, и мы очень рады, что нам удалось добиться такого успеха с Брейгелем. Думаю, это сигнал другим музеям: хороший кураторский проект и слаженная работа команды — пресс-службы, отдела маркетинга и т. д., — с классическим искусством это тоже возможно. Нужно работать, и все получится», — сказала она. В этом году ударной выставкой KHM обещает стать совместная экспозиция двух главных мастеров итальянского барокко, живописца Караваджо и скульптора Бернини, которая откроется в октябре. Русских на ней тоже ждут. Однако серьезную конкуренцию Вене на этот раз составит Париж — Лувр готовит выставку Леонардо да Винчи, так что стоит ждать засилья русских на улицах города и #очередьналеонардо.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+