18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Москве простились с искусствоведом Михаилом Алленовым

Крупнейшего специалиста по русскому искусству XIX — начала XX века отпели сегодня в храме Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее

Как сообщил деканат исторического факультета Московского государственного университета, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории отечественного искусства Михаил Алленов ушел из жизни 21 декабря.

В редакции The Art Newspaper Russia и среди авторов газеты много учеников Михаила Михайловича, все мы вспоминаем о нем с глубоким уважением и восхищением. Приносим наши соболезнования семье и коллегам выдающегося ученого.

Михаил Алленов окончил исторический факультет МГУ в 1964 году, затем работал в Государственной Третьяковской галерее. С 1968 года вся его жизнь была связана с кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета. В 2014 году ему было присвоено звание «заслуженный профессор Московского университета».

Как сообщает деканат исторического факультета Московского государственного университета, крупнейший специалист по русскому искусству XIX — начала XX века, Михаил Алленов был одним из наиболее авторитетных российских ученых, пользующихся также международным признанием как специалист в этой области. Многие из его книг, в том числе монографии о творчестве крупнейших русских художников Михаила Врубеля, Александра Иванова, Ильи Машкова, Василия Сурикова, Павла Федотова, давно признаны классическими. Он является автором целого ряда основополагающих работ, книг, научных статей и проблематических эссе. Его неординарные выступления на научных конференциях всегда вызывали живой интерес коллег и привлекали молодежь, стимулируя дальнейшее развитие науки о русском искусстве.

Воистину плодотворной была педагогическая деятельность Михаила Алленова в стенах университета. Он читал общие и специальные курсы лекций, вел семинарские занятия, руководил спецсеминаром. Многие годы Михаил Михайлович был руководителем учебно-ознакомительной практики для студентов-искусствоведов в Санкт-Петербурге, и эта практика вспоминается как «головокружительная». Уникальный опыт параллельного изучения искусства и литературы позволил ему разработать ряд новых курсов, связанных с общими закономерностями и специфическими особенностями русского искусства. Яркий преподаватель, блестящий лектор, влюбленный в искусство, внимательный научный руководитель, Михаил Алленов являлся научным консультантом докторских диссертаций, руководил дипломными работами студентов и деятельностью иностранных стажеров. Под его руководством защищено полтора десятка кандидатских диссертаций.

Он был Учителем для очень многих, по праву считался главой университетской школы по изучению русского искусства XIX — начала XX века, пользовался глубоким уважением и любовью студентов и коллег.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+