18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Тайное становится важным

№69
Материал из газеты

В издательской серии фонда IN ARTIBUS «Антология искусствознания XX века» вышел второй том материалов из архива Николая Харджиева, который ныне хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства

В издательской серии фонда IN ARTIBUS «Антология искусствознания XX века» вышел второй том материалов из архива Николая Харджиева, который ныне хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. Как и первый, второй том — серьезный научный сборник. Однако читать его интересно не только специалистам: статьи, сопровождающие публикацию документов, при всей своей учености не сухи, в них чувствуются живой интерес авторов и увлеченность новыми открытиями.

Комментаторов легко понять. Так, в первой части тома опубликован не издававшийся прежде черновик статьи Велимира Хлебникова «Девы русские!», призывающей оных дев не заниматься наукой. Ученые «лысины» неизбежно погубят их неземную красоту, превратят в «ходячие обложки ученых томов», в «растоптанные и расшатанные мостовые улиц науки, по которым битюги передового мировоззрения из века в век возят лом и старый хлам Дарвина и Маркса». Насколько этот феерический текст связан со временем, призывающим сбросить Пушкина с корабля современности, какую роль играли научные знания в жизни самого Хлебникова, подробно рассказано в статье Александра Парниса.

Еще одно интересное чтение — письма Льва Юдина, преданного ученика Казимира Малевича. Опубликована его переписка 1922 года с товарищами по Уновису Константином Рождественским и Ефимом Рояком. Письма к Рояку, по мнению Ирины Карасик, автора вступительной статьи, особенно любопытны, поскольку в них присутствует литературная игра — будто бы некий художник отправляет другу связку писем своего товарища. Отправитель считает, что именно в письмах содержится истина, поскольку они доподлинно свидетельствуют о прошедшей молодости и былых идеалах. Значение этой переписки, полагает Карасик, трудно переоценить: она касается важного и мало документированного периода жизни «малевичат» — переезда из Витебска в Петроград и осознания ими себя как дееспособной, сплоченной группы, готовой утверждать новое искусство.

Совсем другие, нежные, письма Ольги Розановой к сестре (они переписаны Харджиевым с подлинников) и Алексею Крученых. Эти страницы тоже о поисках нового искусства, но еще в предреволюционную пору. Бытовое, личное, любовное в ее письмах составляют единое целое с творческим поиском. «У меня разводятся новые знакомые и есть интересные, но художественная среда и художественные интересы поглощают меня и мне ближе всего», — пишет 26-летняя Розанова в декабре 1912 года. Она «шляется» в «Бродячую собаку», жалуется, что ее картины не покупают, и признается Крученых: «Твои стихи лучше моих гравюр». Она и сама пишет «беспредметные» стихотворения. И беспокоится, понравятся ли Малевичу ее «наклейки» — композиции из разноцветной бумаги.

Еще один раздел — материалы о пребывании Казимира Малевича и Эль Лисицкого в 1920 году в Оренбурге. Там, как и в других городах, они организовывали филиал Уновиса. А заканчивают книгу воспоминания Вячеслава Иванова о встречах с Николаем Харджиевым. Воспоминания не приукрашивают вздорный характер собирателя, со временем превратившегося в приобретателя. Но и не умаляют его заслуг. «Подобно музыканту, Харджиев был наделен „абсолютным слухом“ в поэзии. В изобразительном искусстве он также обладал способностью отличать истинное и чудесное. Как он прилагал максимум усилий, чтобы опубликовать Хлебникова, так он стал и одним из первых, кто делал выставки Малевича и Филонова». 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
6
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
7
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Выставка «Свой человек» в Музее русского импрессионизма воспевает Гиляровского — одного из самых маскулинных персонажей дореволюционной богемы — и показывает Москву глазами тех живописцев, которых он любил и над которыми он насмехался
16.10.2025
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+