18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архитектор Лазарь Хидекель и его практичный супрематизм

№69
Материал из газеты

В Русском музее проходит первая большая ретроспектива ученика Малевича

В последние годы жизни у Лазаря Хидекеля (1904–1986) появилась папка «Моя выставка». Мечтая о ретроспективе, он сам разрабатывал экспозицию и отбирал для нее работы. Однако первая выставка ученика Казимира Малевича и одного из учредителей Уновиса состоялась только после его смерти, да и то не в России. Теперь в Русском музее восполняют этот пробел — впервые творчество Лазаря Марковича показывается столь полно: 80 проектов из архива семьи архитектора, как осуществленных, так и футуристических. 

Хидекелю повезло родиться в Витебске, в конце ­1910-х годов ставшем центром мирового авангарда. В художественную школу его принимал Марк Шагал, однако Хидекель увлекся идеями Малевича и предпочел живописи архитектуру. Уже в 16 лет он возглавил архитектурную мастерскую Уновиса. Все, что было создано в витебской лаборатории авангарда за несколько лет, потом будут переосмысливать весь ХХ век. Супремусы Малевича обрели объем в проунах Лисицкого, но материализовались только в архитектурных проектах Хидекеля. Малевич мечтал о «планитах для землянитов», которые будут обитать в космосе, а на Землю спускаться, чтобы полюбоваться ее красотами, — у Хидекеля «земляниты» были намного ближе. Города будущего, о которых мечтал архитектор, вполне земные города на столбах, города над водой, откуда жители могли бы спускаться на землю на лифтах. В 1960-е эта идея осуществилась в японской архитектуре.
Хидекель получил профессиональное образование, а его студенческая работа «Проект рабочего клуба» 1926 года вошла в историю мировой архитектуры как первый супрематический архпроект. Правда, Малевич легкомысленно пытался представить работу ученика как свою, напечатав ее в одном немецком архитектурном журнале.

Из всех авангардистов Хидекелю повезло больше других: он воплотил мечту в реальность. И хотя города над опорами им так и не были построены, несколько зданий в Ленинграде и окрестностях все-таки появились. «Москва», возведенная в конце ­1930-х, стал первым в мире трехзальным кинотеатром. Несмотря на сталинский тяжеловесный фасад, в плане он представлял собой крест — главную фигуру супрематизма. 

Пожалуй, самой интересной постройкой Хидекеля был Социалистический городок для рабочих Дубровской электростанции в Кировском районе. Построили несколько жилых домов, бани, магазин, были задуманы Дом культуры и стадион. Но городок был уничтожен бомбежками в Великую Отечественную, а затем перестроен.  После войны Хидекель преподавал архитектуру в Ленинградском инженерно-строительном институте. К проектированию он больше не возвращался, хотя и принял участие в конкурсе на разработку проекта музея Константина Циолковского, где вернулся к идеям 1920-х годов. Опередившую время архитектуру Хидекеля открыли и оценили только в 1970-е. 

Государственный Русский музей
Лазарь Хидекель
До 21 января 2019

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+