Безупречно организованный разгром

В галерее JART открылась выставка Сергея Шеховцова «Погром». Несмотря на провокационность замысла, скандала на вернисаже не случилось. Хотя без стрельбы и не обошлось

Выставка «Погром» Сергея Шеховцова в галерее JART.  Фото: Jart Gallery
Выставка «Погром» Сергея Шеховцова в галерее JART.
Фото: Jart Gallery

Художник Сергей Шеховцов прославился скульптурами и инсталляциями из поролона, пенопласта и других нетипичных для искусства материалов, однако в последнее время предпочитает более долговечные субстанции вроде пластика (кстати, приз, который ежегодно вручается лауреатам Премии The Art Newspaper Russia, тоже его рук дело). Выставка «Погром» (12 декабря — 11 февраля) — это и акция, и шоу, и тест, и манифест. «Это памятник типичному событию, призванному запомниться символом времени», — утверждает в пояснительном тексте к выставке ее куратор Андрей Ерофеев. Интерес к теме у него, как известно, отнюдь не академический: в 2003 году его же выставка «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре была разгромлена вандалами.

Выставка «Погром» Сергея Шеховцова в галерее JART. Фото: Jart Gallery
Выставка «Погром» Сергея Шеховцова в галерее JART.
Фото: Jart Gallery

Проект приурочен к переезду в новое пространство галереи JART, раньше специализировавшейся на арт-консалтинге, но в последнее время начавшей проводить выставки современного искусства. «Любая галерея современного искусства в России проходит состояния от рождения до вырождения. Так всегда происходит. Мы решили: почему бы не начать с разрушения, не сделать такой своеобразный антидот смерти, антидот погрома? Нужно изначально избавиться от иллюзий», — объяснил нам художник.

Выставка «Погром» Сергея Шеховцова в галерее JART. Фото: Jart Gallery
Выставка «Погром» Сергея Шеховцова в галерее JART.
Фото: Jart Gallery

Добраться до выставки — мероприятие, напоминающее квест. Галерея скрывается в недрах хорошо охраняемого элитного жилого комплекса. Так что появления настоящих погромщиков опасаться не приходилось: прорвать линию обороны даже самые целеустремленные смогли бы разве что на тачанке с пулеметом «Максим».

В особых пояснениях экспозиция не нуждается. Явившиеся на вернисаж зрители увидели на стенах «белого куба» созданные Шеховцовым вариации на тему культовых произведений американского искусства — тут и абстракция Джексона Поллока, и обнаженная красотка Тома Вессельмана, и «Мишень» Джаспера Джонса, и флаг Роберта Раушенберга, и, разумеется, уорхоловский портрет Мэрилин Монро. «Я специально выбрал классиков, которые оказали сногсшибательное влияние на наше искусство», — объяснил художник.

Выставка «Погром» Сергея Шеховцова в галерее JART. Фото: Jart Gallery
Выставка «Погром» Сергея Шеховцова в галерее JART.
Фото: Jart Gallery

При этом стены галереи и отчасти сами работы были изрисованы хулиганскими граффити, под ногами хрустело битое стекло от разгромленных ящиков-витрин, а в центре возвышались две скульптуры безликих гориллообразных погромщиков. Один размахивал бейсбольной битой, другой поднимал над головой абстрактную скульптуру, готовясь обрушить ее то ли на пол, то ли на головы зрителей. «Это история о том, что разрушаемое произведение все равно остается в истории искусства. Работу можно разрушить материально, но она останется в виде месседжа», — рассказал Шеховцов. Тщательно исполненную иллюзию хаоса, впрочем, нарушал тот факт, что работы на стенах были бережно обмотаны прозрачной упаковочной пленкой.

Выставка «Погром» Сергея Шеховцова в галерее JART. Фото: Jart Gallery
Выставка «Погром» Сергея Шеховцова в галерее JART.
Фото: Jart Gallery

После нескольких бокалов шампанского настало время для хеппенинга. Желающим выдали пейнтбольные ружья и призвали завершить разгром экспозиции. «Интересно, способен ли кто-то здесь расстрелять столь ненавистное современное искусство?» — задавался вопросом Сергей Шеховцов. Как выяснилось, сомневался он напрасно. Желающих пострелять в картины и скульптуры оказалось достаточно, ружья несколько раз переходили из рук в руки. Защитная пленка не помогла; особой популярностью у стрелков пользовалась Мэрилин Монро, которую буквально изрешетили красящими пулями. На курок с энтузиазмом давили не только простые зрители, но и художники Аладдин Гарунов и Алла Решетникова. За процессом с неподдельным интересом наблюдали живые классики Юрий Альберт и Борис Орлов. Одну скульптуру погромщика в пылу битвы сбили с ног. В результате она развалилась на две части, что сделало композицию даже выразительнее. Когда пейнтбольные шарики и энтузиазм собравшихся стали иссякать, на поле боя выступили совладелица галереи Елена Толченникова и арт-директор Мария Толстая — они символически закрыли уже расстрелянные картины своими телами.

Сергей Шеховцов на открытии выставки «Погром». Фото: Jart Gallery
Сергей Шеховцов на открытии выставки «Погром».
Фото: Jart Gallery

«Всем спасибо! Когда будете в следующий раз обсуждать погром, подумайте о себе», — подвел итог действа Шеховцов. Художник был доволен. По его мнению, социальный эксперимент удался. Впрочем, расстрел специально изготовленных муляжей произведений искусства специально выданными шариками с краской больше походил не на провокацию, а на некий магический ритуал, призванный отвадить от российского искусства настоящих вандалов. И еще больше — на безупречно организованный аттракцион с элементами интерактива и партиципаторности — куда же сейчас без них?

Самое читаемое:
1
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков
07.06.2021
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
2
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
Телезвезда, ведущий популярных ток-шоу Андрей Малахов рассказал нам о своей коллекции современного искусства, опыте аукциониста, художниках, с которыми интересно, и о мечте превратить родной город Апатиты в тотальный арт-объект
09.06.2021
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
3
Дело Юлии Цветковой продолжается
Проходят судебные слушания по делу Юлии Цветковой. В ее защиту выступили многие художники и люди искусства
08.06.2021
Дело Юлии Цветковой продолжается
4
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи
23.06.2021
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
5
Выставочный дизайн: прорывы и риски
«Мечты о свободе» в Третьяковке, графика Дюрера в Историческом музее и другие выставки: что сегодня происходит в музейном выставочном дизайне, чего следует ждать и чего опасаться
10.06.2021
Выставочный дизайн: прорывы и риски
6
Культура на природе: музейные фестивали в июне
Рассказываем, как провести начало лета с удовольствием. Музеи-усадьбы, парки и просто зеленые лужайки, где в первый летний месяц пройдут культурные мероприятия
04.06.2021
Культура на природе: музейные фестивали в июне
7
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова
11.06.2021
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+