18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Здесь жила Муму и бывал Тургенев

№69
Материал из газеты

В год 200-летия знаменитого писателя открылся его свежеотреставрированный дом-музей, заполненный новой мемориальной экспозицией

Музей разместился в деревянном особняке на Остоженке, 37, типичном для послепожарной застройки. Поколениям москвичей он известен как «дом Муму». В 1840-м в это серое здание «с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом» въехала мать писателя, та самая барыня, Варвара Петровна Тургенева (Лутовинова), которую музей пытается, и небезуспешно, оправдать. Она снимала особняк десять лет, и неоднократно у нее гостил сын Иван. В дополнение к двум жилым этажам под экспозицию отдали и цокольный, где разместились предметы, рассказывающие о других владельцах и обитателях дома, живших здесь до Тургеневых (здание 1819 года постройки) и после них (в 1851-м, разобравшись после смерти матери с наследством, Иван Сергеевич убыл отсюда навсегда).

Музея в этом доме прежде не было, хотя еще в 1960 году его поставили на охрану как памятник. Выселив в 1970-е жильцов, здание передали Спорткомитету СССР. Предпринятая тогда «реставрация» состояла в том, что ободрали штукатурку с фасадов и восстановили тесовую обшивку, но при этом уничтожили деревянные лестницы, заменив их железобетоном, а центральную часть дворового фасада заново выстроили в кирпиче. Лишь в 2009-м, после того как здание, переданное Государственному музею А.С.Пушкина, было как-то отремонтировано, силами сотрудников здесь устроили выставку, посвященную автору «Отцов и детей». Таким образом музей застолбил место, на которое многие покушались.

Тогда же начали формировать коллекцию будущего музея Тургенева. Собрали полторы тысячи экспонатов, большую часть за счет госбюджета (на их приобретение и устройство экспозиции в 2015 году был выделен 41 млн руб.), из них тысячу отреставрировали. Теперь не только сам дом, в котором воссозданы утраченные деревянные детали и оригинальная планировка (работы проводились ГКУ «Мосреставрация», главный архитектор проекта — Наталья Карташова), но и начинка соответствуют мемориальному статусу.

Альфрейная роспись на потолке, можно предположить, роскошнее, чем была при хозяйке (все-таки дом сдавался внаем), но и тогда потолки были расписаны. Сняв обшивку на хорах, реставраторы обнаружили под ней первоначальный цвет стен парадного зала. В котором сейчас, правда, нет вещей, принадлежавших Тургеневу, но мебель, картины, фортепиано — из его эпохи. В зале имеется интерактивный объект — зеркало, в котором, как в кино, показывают сцену ссоры писателя с матерью (она воспроизведена по описанию Вареньки Богданович, воспитанницы Варвары Петровны). И в виде голограммы присутствует медальон с прядью волос Пушкина (оригинал — в Музее А.С.Пушкина), который Тургенев, юношей пришедший проститься с поэтом, срезал с его головы и всю жизнь носил при себе.

Согласно музейной моде экспозиция построена не по хронологическому принципу, а объединена по темам: «Мир матери» (тут есть реальная позолоченная ваза Тургеневых, парная к той, что в Спасском-Лутовинове), «Спальня», «Гардеробная» (помимо нарядов 1840-х годов, в витрину помещены костюмы из фильма Веры Глаголевой «Две женщины» по «Месяцу в деревне», и можно увидеть костюм, который носит в кадре Рейф Файнс). «Годы учебы» с портретами будущего литератора и его профессоров, «Мир творчества», «Кабинет» — это покои самого Ивана Сергеевича. Тут, наверху, не только снимки умершего во французском Буживале Тургенева, слепки его лица и руки, но и «Скачущий черкес» — картина, подаренная писателю ее автором, генералом Татищевым, и письма к Жорж Санд, Альфонсу Доде, дочери Пушкина Наталье фон Меренберг. Ей он, конечно, тоже писал по-французски. Эти письма, как и переведенные Тургеневым стихи Пушкина, и изданные на разных языках «Записки охотника», напоминают, что перед нами человек, мечтавший о европейском пути для России, — и музей очень честен в отношении своего героя.

Чего не скажешь об авторе памятника, установленного в сквере рядом с музеем, скульпторе Сергее Казанцеве (монумент создан на частные деньги). Дочери скульптора изваяли целых двух Муму; одна сидит у заднего крыльца, где собачке и место. Сам Иван Тургенев почему-то исполнен в лучших традициях соцреализма — как в портретах советских вождей. Хотя, возможно, есть определенный смысл в том, что памятник и музей так же не похожи друг на друга, как западники и славянофилы, как Иван Тургенев и его мать. «О, Запад есть Запад, — сказал Киплинг (и Тургенев бы его одобрил), — Восток есть Восток, и с мест они не сойдут». 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой
12.09.2025
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+