Музейные мечты сбываются

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Станет ли Москва новой музейной столицей мира к 2020 году, размышляет директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia

Антон Белов. Фото: Moscow Museum of Modern Art
Антон Белов.
Фото: Moscow Museum of Modern Art

Я люблю мечтать. Об этом знают все: учредители и сотрудники музея «Гараж», с которыми я воплощаю в жизнь множество разнообразных идей; мои коллеги — директора и кураторы российских и зарубежных музеев, с которыми я делюсь планами; художники и архитекторы, с которыми я дружу или нахожусь в профессиональных отношениях. Я не боюсь говорить о будущем и о мире, в котором мне хотелось бы жить.

Одним ранним утром я выступал в институте «Стрелка». Я рассказывал, что к 2020 году Москва может, должна и станет новой музейной столицей мира. В своих рассуждениях я исходил из того, что Российская Федерация потеряла лидирующие позиции по многим показателям — инфраструктурным, экономическим и так далее, а Москву пока нельзя назвать туристической Меккой, хотя у города большой потенциал: у нас есть новые музеи, которые смогут вернуть интерес к России и нашей культуре.

С момента того выступления прошло три года, и я вижу, как мои мечты постепенно воплощаются в жизнь, хотя и не так быстро, как я предполагал тогда.

Многолетний проект Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина по созданию музейного городка находится в самом разгаре. Строится три больших здания и депозитарий, причем завершение работ над ними так близко, что один из любимых в России международных кураторов, Жан-Юбер Мартен, уже готовит выставочный проект «Древние украли все наши идеи» для основного дома музея на Волхонке перед его закрытием на реконструкцию.

В конце прошлого года было объявлено о полной передаче Центрального дома художника Государственной Третьяковской галерее, а в феврале этого года Зельфира Трегулова и Рем Колхас представили архитектурную концепцию Новой Третьяковки, которая сейчас прорабатывается.

Музеи Московского Кремля в Средних торговых рядах на Красной площади строят по проекту Юрия Григоряна и Наты Татунашвили музейный комплекс площадью 80 тыс. кв. м. Проект будет завершен к 2020 году, и в 2022-м ожидается грандиозное открытие, что позволит увидеть множество ценнейших экспонатов, ранее хранившихся в запасниках.

Политехнический музей, который должен был открыться еще к президентским выборам, по-прежнему стоит в лесах, но его реконструкция, осуществляемая по проекту японского архитектора Дзюньи Исигами, идет полным ходом. Еврейский музей и центр толерантности расширяет выставочные площади за счет подземного этажа, разработанного бюро FORM. И конечно же, все мы ждем возможности оценить пространство фонда V-A-C в бывшей ГЭС-2 за кинотеатром «Ударник» и уже в следующем году увидим — пусть и частично, — как воплотились в жизнь идеи автора концепции ее реконструкции, Ренцо Пьяно.

Думая о ГЭС-2, я вспоминаю слова Александра Дорнера, легендарного директора Ландесмузеума в Ганновере, которые, как мне кажется, актуальны для всех перечисленных институций: «Музеи должны представлять собой Kraftwerk — своего рода электростанции, способные динамично реагировать на меняющиеся запросы». Именно чуткость к окружающему миру позволяет нам, музейным работникам, находить общий язык с посетителями, заниматься тем, что мы так любим, и, конечно же, постоянно развиваться. 

Это последняя моя колонка для The Art Newspaper Russia в этом году, поэтому я хотел бы поздравить всех читателей с наступающим Новым годом и пожелать, чтобы ваши мечты исполнялись. 

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
7
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+