18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Западные эксперты нашли монограмму Карла I Стюарта на «Спасителе мира» из Пушкинского музея

«Спаситель мира» из собрания московского ГМИИ им. А.С.Пушкина скорее является произведением из старинных описей коллекции Карла I, чем картина из Лувра — Абу-Даби

Королевский провенанс «Спасителя мира» Леонардо да Винчи поставлен под сомнение. Инспектор картин британской Королевской коллекции Десмонд Шоу-Тейлор признает, что нет никакой уверенности в том, что королям Англии когда-то принадлежал именно «Спаситель мира» из собрания Дмитрия Рыболовлева, в 2017 году проданный Лувру — Абу-Даби за рекордную сумму в полмиллиарда долларов. «Описи времен Карла I и Карла II содержат упоминания некоего произведения Леонардо, которое с одинаковой вероятностью может быть как недавно проданным на Christie’s „Спасителем мира“, так и картиной из Пушкинского музея, которая сейчас приписывается Джампетрино, или еще какой-то неустановленной работой», — рассказал он The Art Newspaper.

О том, что «Спаситель мира» из коллекции ГМИИ принадлежал Карлу I, свидетельствует отметка «CR» (Carolus Rex, то есть «Король Карл» на вульгарной латыни) с изображением короны, вырезанная на оборотной стороне доски из тополя, на которой написана картина. В тот момент, когда Лувр — Абу-Даби покупал своего Леонардо, западным экспертам о существовании этой отметки известно не было. Ее обнаружил Бен Льюис во время работы над книгой The Last Leonardo («Последний Леонардо»), которая должна выйти в издательстве Harper Collins в апреле грядущего года.

На обратной стороне ореховой основы картины из Абу-Даби пометок нет. Реставратор «Спасителя мира» из коллекции Лувра — Абу-Даби Дайанн Модестини говорит, что, «видимо, в XIX веке доску стесали, в результате чего были утрачены все отметки коллекционеров, которые могли находиться на ее тыльной стороне».

Опись коллекции Карла I составлялась после его казни, в период с 1649 по 1651 год. В ней упоминаются два произведения, каждое из которых могло бы оказаться «Спасителем мира» Леонардо. Первое описание звучит так: «Образ Христа кисти Леонардо за £30, продан Стоуну 23 октября 1651 года». Сюжет картины не называется — это вполне может быть и «Спаситель мира». Второе произведение описано как «поясное изображение повелителя, £80» с пометкой: «Леонардо да Винчи, продано Бассу 19 декабря 1651 года». Скорее всего, словом «повелитель» (lord) в данном контексте обозначен Христос, а не какой-то аристократ. Большая часть коллекции Карла I была распродана во время Английской революции в XVII столетии.

Почти весь XIX век картина из ГМИИ, считавшаяся тогда произведением Леонардо, хранилась в доме дворянского рода Мосоловых. По семейному преданию, Николай Мосолов-старший, державший картину в спальне, скончался не сводя глаз с любимого образа. Пушкинский музей получил произведение в 1924 году, и уже тогда авторство Леонардо было поставлено под сомнение. Как минимум с 1970-х годов она приписывается Джампетрино, последователю Леонардо, и датируется неопределенным годом не позднее 1549-го. В ГМИИ давно ни для кого не секрет, что работа происходит из собрания Карла I Cтюарта (в каталоге итальянской живописи XVIII–XX веков ГМИИ даже уточняется, что Карл I мог приобрести ее из галереи Гонзага в Мантуе в 1627 году; по преданию, картина побывала также в галерее Людовика XVI, разграбленной в период Великой Французской революции).

Вероятно, во время подготовки к ноябрьским торгам 2017 года специалистам Christie’s не было известно о существовании картины из ГМИИ. В результате они связали своего «Спасителя мира» с одним из упомянутых в королевской описи, обозначив как «Образ Христа кисти Леонардо». Это, вероятно, стало одним из факторов, способствовавших тому, что 15 ноября 2017 года работа была продана за рекордные $450 млн.

Специалист по коллекции Карла I Нико Мунц полагает, что «с учетом новых сведений слова „образ Христа“, скорее, относятся к картине из Пушкинского музея».

Тем временем по-прежнему неизвестно, когда «Спасителя мира» выставят в Лувре — Абу-Даби. Второго сентября министерство культуры и туризма эмирата объявило о переносе торжественного открытия экспозиции с Леонардо на более позднюю дату. Остается неясным, связан ли этот перенос с проблемами, касающимися оплаты либо права собственности, или же с дискуссией вокруг атрибуции картины. Есть предположения, что парижский Лувр собирается включить ее в большую выставку произведений Леонардо, которая должна открыться осенью 2019 года, однако эта информация пока не подтверждена.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+