Концепция нового музея обороны и блокады Ленинграда потребовала изменений в архитектурном проекте

В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась презентация Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» — именно так будет называться новый музей

Проект Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда». Фото: «Студия 44»
Проект Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда».
Фото: «Студия 44»

«Блокада — событие всемирного масштаба, и мы не можем ограничиться тем, что есть у нас сейчас», — сказал на презентации концепции Никита Ломагин, доктор исторических наук, проректор Европейского университета и руководитель рабочей группы по разработке музейного контента. По его мнению, «совокупность музеев и мемориальных мест, посвященных блокаде, которая сегодня есть в Петербурге, не отвечает современным мировым тенденциям в создании такого рода мемориальных комплексов».

Международный конкурс на здание нового музея блокады состоялся в Петербурге в прошлом году и вызвал бурную реакцию как горожан, так и профессионального сообщества. Блокадная тема — до сих пор одна из самых болезненных для петербуржцев. Музей, существующий в Соляном переулке с конца 90-х годов прошлого века, занимает очень скромную площадь, его экспозиция устроена по принципам позапрошлого века: линейная подача, выстроенные в ряд витрины, отсутствие видео- и мультимедийных программ. Большая часть фондов никогда не экспонировалась по причине отсутствия необходимых площадей.

Экспозиция Музея обороны и блокады Ленинграда. Проект. Фото: «Студия 44»
Экспозиция Музея обороны и блокады Ленинграда. Проект.
Фото: «Студия 44»

Но музей в Соляном переулке наполнен для петербуржцев неким священным смыслом: именно здесь еще в конце войны силами горожан была создана самая первая выставочная экспозиция, посвященная блокаде. В 1946 году открылся Музей блокады, который был закрыт в 1952 году в ходе так называемого «Ленинградского дела». В 1989 году, в перестройку, музей восстановили, но в значительно меньшем размере — к тому времени здание стало собственностью Министерства обороны, которое отказалось отдавать его под экспонаты.

Много лет общественность города азартно, но безрезультатно боролась с военными, и когда прозвучало предложение построить новое здание, его встретили в штыки: зачем строить новое, если нужно добиться выселения военных и остаться в старых стенах? Аргумент, что новое здание можно построить с учетом всех самых современных тенденций музейного дела, с использованием новейших технологий, не производил впечатления на ревнителей старых стен. Результаты прошлогоднего конкурса и победу в нем проекта «Студии-44» и архитектора Никиты Явейна пытались оспорить и коллеги-архитекторы, в частности Михаил Мамошин, руководитель НП «Объединение архитектурных мастерских» Петербурга, и активисты-градозащитники.

Экспозиция Музея обороны и блокады Ленинграда. Проект. Фото: «Студия 44»
Экспозиция Музея обороны и блокады Ленинграда. Проект.
Фото: «Студия 44»

Но победа осталась за Явейном и его проектом, который, как рассказал сам архитектор, ему за прошедший после конкурса год пришлось существенно изменить. Чего и следовало ожидать в ситуации, когда архитекторы были поставлены в заведомо сложные условия: к моменту объявления архитектурного конкурса утвержденной концепции музея не существовало, ее дорабатывали весь год после окончания архитектурного состязания.

«Заказчик несколько раз менял программу и довольно серьезно, — рассказал The Art Newspaper Russia Никита Явейн. — В составе музея, например, появился театральный комплекс, и нам пришлось вносить существенные изменения во внутреннюю планировку. Хотя внешних заметных изменений практически нет. Кроме того, вплотную к будущему музею должен пройти Орловский тоннель, и мы в течение года вели совместную работу с проектировщиками тоннеля. В результате изменились границы земельного участка, появились новые транспортные площадки».

По состоянию на сегодняшний день проект нового музея блокады находится в подвешенном состоянии: до сих пор даже не объявлен конкурс на разработку проектной документации. По словам Сергея Важенина, генерального директора Центра выставочных и музейных проектов, заказчика нового музея обороны и блокады, материалы на проектирование на прошлой неделе были согласованы в профильных комитетах, но Комитет по строительству администрации города пока не утвердил смету. Но заказчик уверен, что в ближайшие дни это произойдет и будет объявлен конкурс на проектную документацию. А это означает, что уже в следующем году строительство может начаться.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+