18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Приговор «Одалиске» до сих пор не вынесен: писал ли ее Борис Кустодиев?

№3
Материал из газеты

В конце июля в Лондоне суд вынесет решение о том, является ли подлинной картина Кустодиева, как настаивают в Christie’s, или же это подделка, как утверждают эксперты, привлеченные фондом «Аврора» покупателя «Одалиски», Виктора Вексельберга

Но независимо от решения судьи этот процесс сам по себе является событием выдающимся — именно потому, что спорное дело было доведено до суда. Полотно 1919 года с лежащей обнаженной в интерьере, названное в каталоге торгов «Одалиска», было приобретено инвестиционным фондом «Аврора» на аукционе Christie’s в 2005 году. Картина стала топ-лотом тех торгов — £1,68 млн. Еще бы, обнаженные Кустодиева всегда были востребованны и дороги. За картину сильно торговались, поднимая цену в разы выше эстимейта в £180–220 тыс. Андербидерами были владелица московской галереи «Наши художники» Наталья Курникова (на сумме около £600 тыс. она остановилась; позже она не раз говорила, что сочла дальнейший торг неразумным) и коллекционер из Лондона госпожа Илюхина. Фонд «Аврора» на торгах представляли партнеры фонда и его эксперты Андрей Ружников и Владимир Воронченко, в тот период они формировали активы, приобретая самое дорогое на торгах Sotheby’s и Christie’s.

Вскоре новые владельцы картины начали сомневаться в ее подлинности: в 2006 году «Одалиску» впервые показали российским экспертам, и те опровергли авторство Бориса Кустодиева. В 2009 году фонд «Аврора», уже имеющий как минимум три отрицательных российских экспертных заключения (специалистов Центра им. Грабаря, Третьяковской галереи и Русского музея), потребовал у Christie’s признать сделку недействительной и вернуть деньги. Однако аукционный дом был уверен в своей атрибуции и датировке. В июне 2010 года фонд подал иск в суд. Слушания по делу длились в Лондоне с 26 апреля по 25 мая 2012 года; сейчас судья размышляет и может вынести решение к концу июля.

Справка

Топ-10 работ Кустодиева, проданных на аукционах за 20 лет

£2,8 млн, «Деревенская ярмарка», Sotheby’s, 8 июня 2009

£1,8 млн, «Портрет Ирины Кустодиевой», MacDougall’s, 8 июня 2011

£1,86 млн, «Одалиска», Christie’s, 30 ноября 2005

£1,3 млн, «Пикник», Sotheby’s, 12 июня 2007

£1,0 млн, «Сбор цветов», Sotheby’s, 9 июня 2008

£845 тыс. Красавица, Sotheby’s, 21 мая 2003

£493 тыс. Портрет жены художника Юлии, MacDougall’s, 11 июня 2009

Всего за последние 20 лет на аукционном рынке продано 222 работы Бориса Кустодиева (живопись и графика) на общую сумму £11 млн (без учета процентов покупателя, по сведениям Artprice). Предложение произведений Кустодиева на аукционах и их цены были минимальны до конца 1990-х годов; эпохи, когда Одалиска была впервые продана на Christie’s в 1986 году, не упомнит даже старейший европейский индекс Artprice. Рост цен начался примерно в 2005 году, что хорошо видно на графике, построенном по методике российской компании ARTinvestment.RU. В соответствии с этим графиком на настоящий момент относительная стоимость усредненного произведения Бориса Кустодиева потеряла более 39% относительно пика 2007 года. Индекс ARTIMX рассчитывается по методике ARTinvestment.RU и является интегральным показателем, характеризующим относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. Расчет основан на данных мировых аукционов. За отсчет принята усредненная цена произведений искусства в 2000 году, приведенная к базовому уровню индекса, составляющему 1000 пунктов.

Еще…

Судебное разбирательство проходило на высшем уровне: обе стороны прибегли к услугам адвокатов самого высокого статуса — королевских канцлеров. Каждый день в зале Высшего суда адвокаты в мантиях и париках представляли судье тома доказательств, по очереди допрашивали свидетелей противоположных сторон. На протяжении месяца ежедневно подробнейшим образом обсуждались детали сделки, ввоза-вывоза и страхования картины, нюансы ее истории, химический анализ пигментов и подписи, искусствоведческий анализ композиции, мазка и колорита.

Самые сильные доводы со стороны Christie’s — это участие «Одалиски» из коллекции Лео Масковского в выставке в Риге в 1932 году, ее первая благополучная продажа на аукционе в 1989 году из коллекции вдовы того же Масковского и подтвержденная технологом Николасом Истофом датировка картины. А также то, что кустодиевские изображения лежащей обнаженной натурщицы, сходные с «Одалиской», были недоступны потенциальному поддельщику (сейчас они хранятся в Музее Ярославля и музее-квартире Бродского в Петербурге).

Доводы «Авроры» основаны на химическом анализе московской лаборатории «Арт-Консалтинг», доказавшем наличие в подписи стеарата алюминия, не использовавшегося в живописных пигментах до 1940-х годов. А также на искусствоведческом анализе полотна, проведенном российскими экспертами-музейщиками. В суде этот анализ с блеском продемонстрировала Алиса Любимова (эксперт, сотрудник Государственного Русского музея). По ее мнению, картина слишком проста и примитивна для Кустодиева, она является «пастишем» — составлена из фрагментов других полотен художника. А написана могла быть кем угодно — хоть тем же Исааком Бродским, иногда пробовавшим себя в пародии. Противоборствующие стороны представили примерно равносильные доказательства, задав судье тяжелую работу. Впрочем, если судья не захочет брать на себя атрибуцию картины, у него есть обходной путь — принять решение не «по сути», а технико-юридическое. Дело в том, что покупатель может требовать от Christie’s гарантий подлинности при условии, что он непрерывно был собственником вещи с момента покупки до момента предъявления претензий. Фонд не представил суду убедительных документов, подтверждающих эту непрерывность. На этом основании судья может отказать «Авроре» в иске.

Есть и другой сценарий, как, например, в недавнем деле миссис Томпсон против Christie’s. Миссис Томпсон купила на аукционе французские порфировые вазы, датированные XVIII веком и оказавшиеся более поздними. Основываясь на мнениях экспертов противоположных сторон, судья тогда вынес нетривиальное решение: признал вазы на 70% относящимися к XVIII веку, а на 30% — новодельными.

Однако хочется надеяться, что судья все же возьмет на себя бремя решения об авторстве «Одалиски». Хотя это непросто. За время слушаний на судью Ньюи сыпалось столько субъективных доводов с обеих сторон, что он нередко прерывал их словами: «Вы уверены, что мне это нужно знать?»

Объективного в этом деле крайне мало; все суждения экспертов-искусствоведов, по сути, субъективны, их мнение формируется иррационально. На прежних судебных процессах, связанных с фальшивыми произведениями искусства и ставших достоянием истории, разоблачения были сделаны на объективном материале: признаниях мошенников или показаниях свидетелей, а не по заключениям искусствоведов. Знаменитый фальсификатор Хан ван Мегерен, заметно обогативший в 1930-х годах наследие Яна Вермеера собственными работами, признался в подделках под угрозой обвинения в сотрудничестве с нацистами. Как и немец Вольфганг Бельтракки, недавно написавший несколько десятков полотен якобы авангардистов первой трети ХХ века. Как и многие великие фальсификаторы прошлого, сознававшиеся под давлением обстоятельств или под влиянием ущемленного самолюбия.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+