18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из-за роста цен на недвижимость из Берлина бегут художники

№68
Материал из газеты

Уже не бедный, но и не сексуальный: Берлин может утратить творческую атмосферу

Художнице Эльке Купфер, создающей крупноформатные коллажи из пластиковых пакетов, пришлось съехать из своей студии в берлинском районе Кройцберг в 2015 году. Здание бывшей мыловаренной фабрики на улице Эркеленцдамм, перестроенное под мастерские художников, приобрела шведская девелоперская компания Akelius для своей штаб-квартиры в Берлине. Купфер целый год искала новую студию, но нашла только меньше и дороже.

Случай Купфер не единственный. С 1990-х годов Берлин был центром притяжения для художников, их привлекали подъемная аренда, огромные пустующие здания, яркая субкультура и дружелюбная, либеральная атмосфера столицы. Город считается вторым по значимости мировым центром арт-индустрии после Нью-Йорка. Олафур Элиассон, Ай Вэйвэй и Алиция Кваде давно обзавелись здесь мастерскими.

Однако в последние десять лет Берлин охватил бум на недвижимость, спровоцировавший рост цен на квадратные метры в геометрической прогрессии. Для художников — а их в городе насчитывается около 8 тыс., — ситуация стала катастрофической. Недавний опрос Института стратегического развития показал, что из 1,7 тыс. опрошенных художников только один из десяти может прожить на заработок от искусства и каждый пятый платит за аренду студии на 50–100% больше, чем в 2010 году.

Джентрификация, то есть процесс превращения прежде непрестижных районов в фешенебельные, меняет именно то, что притягивало в Берлин художников: ненавязчивое обаяние обветшалых зданий и особый шарм столицы. В 2003 году тогдашний мэр Берлина Клаус Воверайт охарактеризовал город как «бедный, но сексуальный». Теперь население здесь увеличивается на 40 тыс. в год, и рынок недвижимости с таким ростом не справляется. Нынешний мэр Михаэль Мюллер даже подумывает ввести запрет на покупку недвижимости иностранцами. «Мы уже не такие бедные, но все еще сексуальные», — заявил он в недавнем интервью.

Процесс джентрификации в Берлине идет тем же путем, что и в Лондоне и Нью-Йорке. «В районе селятся художники, — поясняет Купфер, — потом растут цены на жилье и студии. Затем художников выселяют, и получается, что люди переехали к творческой богеме, а ее уже нет».

Сенат Берлина выдает субсидии на аренду студий представителям всех творческих профессий на сумму около €7,3 млн в год и инвестирует еще €7 млн в приобретение, переделку и реновацию под художественные мастерские подходящих помещений. Профессиональная ассоциация визуальных художников Берлина обеспечивает их студиями, которые можно арендовать по цене €4 за 1 кв. м, что значительно ниже рыночных ставок. На выбор по субсидии предлагается около 900 студий, но в среднесрочной перспективе их потребуется еще 4 тыс. На каждое предложение сейчас подают заявки около 10 претендентов, а в престижных районах, например в Кройцберге, их может быть до 90.

Сенатор Берлина по вопросам культуры Клаус Ледерер объявил создание новых арт-резиденций одним из своих приоритетов. Борис Йоэнс, композитор и художник, основал в Берлине Ассоциацию художественных студий под угрозой — это объединение протестует против выселения художников и уничтожения их мастерских. Ему пришлось покинуть арт-район Post Ost и искать с коллегами новую мастерскую. «В центре нет ничего, — говорит он. — Если вам повезет, может обломиться что-то по государственной программе. Но это единичные случаи». И пока рента продолжает расти, Йоэнс, как и многие другие художники, подумывает о том, что раньше богеме представлялось немыслимым, — переехать в пригород, за пределы S-Bahn. Профессиональная ассоциация визуальных художников недавно утвердила генеральный план, цель которого — создать 2 тыс. новых студий к 2020 году, причем «художественные кампусы» предлагается организовывать на окраинах. Это могут быть либо новые комплексы, либо перестроенные типовые многоэтажки, возведенные в ГДР.  

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+