Из-за роста цен на недвижимость из Берлина бегут художники

№68, ноябрь 2018
№68
Материал из газеты

Уже не бедный, но и не сексуальный: Берлин может утратить творческую атмосферу

Жители района Нойкёльн в Берлине вывесили протестные баннеры. Фото: Thomas Trutschel/Gettyimage
Жители района Нойкёльн в Берлине вывесили протестные баннеры.
Фото: Thomas Trutschel/Gettyimage

Художнице Эльке Купфер, создающей крупноформатные коллажи из пластиковых пакетов, пришлось съехать из своей студии в берлинском районе Кройцберг в 2015 году. Здание бывшей мыловаренной фабрики на улице Эркеленцдамм, перестроенное под мастерские художников, приобрела шведская девелоперская компания Akelius для своей штаб-квартиры в Берлине. Купфер целый год искала новую студию, но нашла только меньше и дороже.

Случай Купфер не единственный. С 1990-х годов Берлин был центром притяжения для художников, их привлекали подъемная аренда, огромные пустующие здания, яркая субкультура и дружелюбная, либеральная атмосфера столицы. Город считается вторым по значимости мировым центром арт-индустрии после Нью-Йорка. Олафур Элиассон, Ай Вэйвэй и Алиция Кваде давно обзавелись здесь мастерскими.

Однако в последние десять лет Берлин охватил бум на недвижимость, спровоцировавший рост цен на квадратные метры в геометрической прогрессии. Для художников — а их в городе насчитывается около 8 тыс., — ситуация стала катастрофической. Недавний опрос Института стратегического развития показал, что из 1,7 тыс. опрошенных художников только один из десяти может прожить на заработок от искусства и каждый пятый платит за аренду студии на 50–100% больше, чем в 2010 году.

Джентрификация, то есть процесс превращения прежде непрестижных районов в фешенебельные, меняет именно то, что притягивало в Берлин художников: ненавязчивое обаяние обветшалых зданий и особый шарм столицы. В 2003 году тогдашний мэр Берлина Клаус Воверайт охарактеризовал город как «бедный, но сексуальный». Теперь население здесь увеличивается на 40 тыс. в год, и рынок недвижимости с таким ростом не справляется. Нынешний мэр Михаэль Мюллер даже подумывает ввести запрет на покупку недвижимости иностранцами. «Мы уже не такие бедные, но все еще сексуальные», — заявил он в недавнем интервью.

Процесс джентрификации в Берлине идет тем же путем, что и в Лондоне и Нью-Йорке. «В районе селятся художники, — поясняет Купфер, — потом растут цены на жилье и студии. Затем художников выселяют, и получается, что люди переехали к творческой богеме, а ее уже нет».

Сенат Берлина выдает субсидии на аренду студий представителям всех творческих профессий на сумму около €7,3 млн в год и инвестирует еще €7 млн в приобретение, переделку и реновацию под художественные мастерские подходящих помещений. Профессиональная ассоциация визуальных художников Берлина обеспечивает их студиями, которые можно арендовать по цене €4 за 1 кв. м, что значительно ниже рыночных ставок. На выбор по субсидии предлагается около 900 студий, но в среднесрочной перспективе их потребуется еще 4 тыс. На каждое предложение сейчас подают заявки около 10 претендентов, а в престижных районах, например в Кройцберге, их может быть до 90.

Сенатор Берлина по вопросам культуры Клаус Ледерер объявил создание новых арт-резиденций одним из своих приоритетов. Борис Йоэнс, композитор и художник, основал в Берлине Ассоциацию художественных студий под угрозой — это объединение протестует против выселения художников и уничтожения их мастерских. Ему пришлось покинуть арт-район Post Ost и искать с коллегами новую мастерскую. «В центре нет ничего, — говорит он. — Если вам повезет, может обломиться что-то по государственной программе. Но это единичные случаи». И пока рента продолжает расти, Йоэнс, как и многие другие художники, подумывает о том, что раньше богеме представлялось немыслимым, — переехать в пригород, за пределы S-Bahn. Профессиональная ассоциация визуальных художников недавно утвердила генеральный план, цель которого — создать 2 тыс. новых студий к 2020 году, причем «художественные кампусы» предлагается организовывать на окраинах. Это могут быть либо новые комплексы, либо перестроенные типовые многоэтажки, возведенные в ГДР.  

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+