18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виктор Пивоваров привез «Московский альбом» в Мультимедиа Арт Музей

№68
Материал из газеты

Один из основателей московского концептуализма уже почти 40 лет живет в Праге, но многое из того, что он делает, до сих пор связано с Москвой и ее неповторимой атмосферой 1960–1980-х годов

Во времена расцвета московского андерграунда молодые художники и поэты, которые поголовно стали классиками, жили «упоительной» жизнью, параллельной идеологии партии и правительства. Эта жизнь богемы и была отражена Пивоваровым в культовом уже альбоме «Действующие лица», созданном в 1996 году. Он стал и частью выставки «Московский альбом» (куратор — Анна Зайцева), подготовленной при поддержке Музея современного искусства «Гараж», вместе с новыми и раньше не выставлявшимися работами, посвященными Москве. Сегодня «Действующие лица» смотрятся уже как мифы и легенды Древней Греции. Там боги и богини подпольного художественного олимпа ходят друг к другу в гости, читают стихи, обсуждают искусство, пьют и закусывают в мастерских и на кухнях. По воспоминаниям Пивоварова, московская жизнь протекала в культе дружества. «Среди бутылок и стихов» Виктор и его жена Ирина Пивоварова познакомились с Игорем Холиным и Генрихом Сапгиром. Холин, одновременно «высокий мерин» и Дон Кихот, изображен с собакой, листом со стихами и статуэткой Будды на серванте. Сапгир, тот, который «разносит все, что попадет под руку», нарисован с кошкой и женой. Себя Пивоваров изобразил в окошке полуподвальной мастерской на Маросейке во дворе магазина с сюрреалистическим названием «Концентраты». Там был буфет, где молодые гении временами обедали блюдами из таинственных смесей. «Старичок, к тебе можно?» — вопрошает юная пара, заглянувшая на огонек. В святая святых, мастерской Ильи Кабакова — концентрат будущих легенд: сам Кабаков, Эрик Булатов, Оскар Рабин, Леонид Шварцман, философ Евгений Шифферс, которому на смену придет Борис Гройс. Поверх крыш старинных московских домов Пивоваров увидел другую, сюрреальную Москву, чей метафизический воздух он пытался вдохнуть в свои альбомы. Новую Москву Пивоварова можно будет увидеть на выставке в живописном цикле «Небесный город», созданном в 2017 году. Вот как художник описывает свои впечатления в книге воспоминаний «Влюбленный агент»: «Как Антей я возвращаюсь в свой город, чтобы увидеть неповторимый свет солнца на московских крышах и высокое небо, подобного которому нет нигде». В экспозицию включены также его альбомы «Если» (2005) и «Флоренция» (2005–2010), несколько лет пролежавшие «на полке». 

Мультимедиа Арт Музей
Московский альбом
До 3 февраля 2019

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+