Путь Нико Пиросмани: из духанов Тифлиса на стены музеев

№68, ноябрь 2018
№68
Материал из газеты

В венской Альбертине открылась ретроспектива знаменитого самоучки

Нико Пиросмани. «Фруктовая лавка». Фото: Infinitart Foundatio
Нико Пиросмани. «Фруктовая лавка».
Фото: Infinitart Foundatio

Творчество Нико Пиросманашвили (1862–1918), грузинского художника-самоучки из бедной крестьянской семьи, впоследствии получившего широкую известность как Пиросмани и вдохновлявшего художников русского авангарда, в Европе столь полно, как в венской Альбертине, показывают впервые. В биографии Пиросмани много белых пятен, доподлинно известно лишь то, что он был рано осиротевшим сыном бедных крестьян и зарабатывал на жизнь тем, что писал вывески, часто на клеенке красками собственного изготовления, украшавшие питейные заведения старого Тифлиса. 

Нико Пиросмани. «Медведь в лунную ночь». Фото: Infinitart Foundatio
Нико Пиросмани. «Медведь в лунную ночь».
Фото: Infinitart Foundatio

Первооткрывателями Пиросмани стали русские футуристы: поэт Илья Зданевич и его брат художник Кирилл Зданевич, а также их приятель, тоже художник, Михаил Ле-Дантю. Они стали скупать его работы и привлекли к ним внимание Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Те в свою очередь в 1913 году включили несколько работ Пиросмани, привезенных Ильей Зданевичем в Москву, в знаменитую выставку «Мишень». На момент своей смерти от голода и болезни в 1918 году (могила его до сих пор неизвестна) Пиросмани был еще относительно малоизвестным художником за пределами круга его поклонников, но со временем его творчество стало символом национальной культуры Грузии. Сегодня произведения Пиросмани уходят на торгах за очень большие для художника-«аутсайдера» суммы. Так, в 2015 году картина «Арсенальная гора ночью» была продана на Christie’s за $1,5 млн, а в 2016 году на Sotheby’s «Лань, пьющая из ручья» — за £629 тыс. Оба полотна приобрел бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили.

Нико Пиросмани. «Кахетинский поезд». Национальный музей искусств Грузии в Тбилиси. Фото: Infinitart Foundatio
Нико Пиросмани. «Кахетинский поезд». Национальный музей искусств Грузии в Тбилиси.
Фото: Infinitart Foundatio

Куратор выставки и художественный директор Фонда Винсента ван Гога в Арле Бис Кюриже познакомилась с творчеством Пиросмани и увлеклась им в 1988 году в Тбилиси, посетив Государственный музей искусств Грузии. «Пиросмани не был авангардистом, — говорит Кюриже. — Он работал на заказ для владельцев духанов и трактиров. Но это потрясающие работы, написанные очень быстро и в характерном для художника-примитивиста лаконичном стиле». Венская выставка организована Фондом Винсента ван Гога в Арле, а большинство работ на ней — из Государственного музея искусств Грузии. 

Альбертина
Нико Пиросмани
До 27 января 2019

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+