18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гостеприимный грузинский авангард

№49
Материал из газеты

На выставке в Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина с 8 декабря можно увидеть работы Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили и других грузинских модернистов

Атмосфера «маленького Парижа», как называли Тифлис в начале ХХ века, породила плеяду замечательных поэтов и художников. Авангардные эксперименты достигли берегов Куры в конце 1910-х годов. Сначала они проявились в литературе, а затем распространились на все виды искусства, театр и кинематограф.

Точками распространения новых форм стали артистические кафе Тифлиса, где выступали поэты Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Осип Мандельштам и Владимир Маяковский. Местные же художники украшали росписями интерьеры этих заведений.

Важным импульсом стало открытие в 1912 году для русской и европейской публики самобытного гения Нико Пиросмани. Петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец поэт-футурист Илья Зданевич были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с известными им по собранию Сергея Щукина произведениями французского художника-самоучки Анри Руссо. Впрочем, необычайный культурный расцвет Тифлиса первых трех десятилетий ХХ века вряд ли можно определить как единое явление: слишком разными были творческие методы примитивиста Пиросмани, кубофутуриста Зданевича, «парижанина из Тбилиси» Ладо Гудиашвили и модерниста Давида Какабадзе. Кроме того, грузинский авангард очень сильно укоренен в национальной традиции, основанной на религиозном искусстве и реализме XIX века.

Совместная инициатива ГМИИ им. А.С.Пушкина и фонда U-Art, учрежденного коллекционерами Иветой и Тамазом Манашеровыми, экспозиция грузинского искусства первой трети ХХ века развернется на трех этажах Музея личных коллекций.

На выставке также будут представлены работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, Государственного музея искусства народов Востока, Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива литературы и искусства, киностудии «Грузия-фильм», а также из нескольких известных частных собраний: Арчила Геловани, Игоря Сановича, Валентина Шустера, Александра Джапаридзе, Ираклия Андроникова, Манашеровых и других коллекционеров.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+