18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Гостеприимный грузинский авангард

№49
Материал из газеты

На выставке в Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина с 8 декабря можно увидеть работы Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили и других грузинских модернистов

Атмосфера «маленького Парижа», как называли Тифлис в начале ХХ века, породила плеяду замечательных поэтов и художников. Авангардные эксперименты достигли берегов Куры в конце 1910-х годов. Сначала они проявились в литературе, а затем распространились на все виды искусства, театр и кинематограф.

Точками распространения новых форм стали артистические кафе Тифлиса, где выступали поэты Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Осип Мандельштам и Владимир Маяковский. Местные же художники украшали росписями интерьеры этих заведений.

Важным импульсом стало открытие в 1912 году для русской и европейской публики самобытного гения Нико Пиросмани. Петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец поэт-футурист Илья Зданевич были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с известными им по собранию Сергея Щукина произведениями французского художника-самоучки Анри Руссо. Впрочем, необычайный культурный расцвет Тифлиса первых трех десятилетий ХХ века вряд ли можно определить как единое явление: слишком разными были творческие методы примитивиста Пиросмани, кубофутуриста Зданевича, «парижанина из Тбилиси» Ладо Гудиашвили и модерниста Давида Какабадзе. Кроме того, грузинский авангард очень сильно укоренен в национальной традиции, основанной на религиозном искусстве и реализме XIX века.

Совместная инициатива ГМИИ им. А.С.Пушкина и фонда U-Art, учрежденного коллекционерами Иветой и Тамазом Манашеровыми, экспозиция грузинского искусства первой трети ХХ века развернется на трех этажах Музея личных коллекций.

На выставке также будут представлены работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, Государственного музея искусства народов Востока, Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива литературы и искусства, киностудии «Грузия-фильм», а также из нескольких известных частных собраний: Арчила Геловани, Игоря Сановича, Валентина Шустера, Александра Джапаридзе, Ираклия Андроникова, Манашеровых и других коллекционеров.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+