18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гостеприимный грузинский авангард

№49, январь 2017
№49
Материал из газеты

На выставке в Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина с 8 декабря можно увидеть работы Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили и других грузинских модернистов

Нико Пиросмани. "Девочка и гусыня с гусятами". 1917. Картон, масло. 78х97 см. Собрание Манашеровых
Нико Пиросмани. "Девочка и гусыня с гусятами". 1917. Картон, масло. 78х97 см. Собрание Манашеровых

Атмосфера «маленького Парижа», как называли Тифлис в начале ХХ века, породила плеяду замечательных поэтов и художников. Авангардные эксперименты достигли берегов Куры в конце 1910-х годов. Сначала они проявились в литературе, а затем распространились на все виды искусства, театр и кинематограф.

Точками распространения новых форм стали артистические кафе Тифлиса, где выступали поэты Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Осип Мандельштам и Владимир Маяковский. Местные же художники украшали росписями интерьеры этих заведений.

Важным импульсом стало открытие в 1912 году для русской и европейской публики самобытного гения Нико Пиросмани. Петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец поэт-футурист Илья Зданевич были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с известными им по собранию Сергея Щукина произведениями французского художника-самоучки Анри Руссо. Впрочем, необычайный культурный расцвет Тифлиса первых трех десятилетий ХХ века вряд ли можно определить как единое явление: слишком разными были творческие методы примитивиста Пиросмани, кубофутуриста Зданевича, «парижанина из Тбилиси» Ладо Гудиашвили и модерниста Давида Какабадзе. Кроме того, грузинский авангард очень сильно укоренен в национальной традиции, основанной на религиозном искусстве и реализме XIX века.

Совместная инициатива ГМИИ им. А.С.Пушкина и фонда U-Art, учрежденного коллекционерами Иветой и Тамазом Манашеровыми, экспозиция грузинского искусства первой трети ХХ века развернется на трех этажах Музея личных коллекций.

На выставке также будут представлены работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, Государственного музея искусства народов Востока, Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива литературы и искусства, киностудии «Грузия-фильм», а также из нескольких известных частных собраний: Арчила Геловани, Игоря Сановича, Валентина Шустера, Александра Джапаридзе, Ираклия Андроникова, Манашеровых и других коллекционеров.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
5
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
6
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+