18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Разрушение легенд и возрождение шедевров Нико Пиросмани

№54
Материал из газеты

Фабричная клеенка на парусиновой основе в сочетании с качественными красками обеспечила сохранность многих работ грузинского художника, а ошибки неумелой ранней непрофессиональной реставрации удалось исправить

В2018 году в Грузии будут отмечать 100-летие со дня смерти Нико Пиросмани, но уже сегодня ведется мониторинг сохранности его работ и их восстановление.

В феврале 2017 года завершилась реставрация двух картин из музея Пиросмани в его родном селе Мирзаани. Всего в этом музее хранится 14 произведений художника, два из них — «Царица Тамара» и «Шота Руставели» (1913–1914) — особенно нуждались во внимании специалистов.

Реставрацию провели в рамках проекта «Возрождение Пиросмани», стартовавшего прошлой осенью под протекцией Министерства культуры Грузии и при финансовой поддержке банка TBC. Над спасением картин работали сотрудники Национального музея Грузии, через руки которых прошли десятки произведений художника.

Нана Манагадзе, специалист реставрационной мастерской Национального музея Грузии, рассказала, что реставраторам пришлось бороться не только с естественным старением и разрушением картин, но и с результатами предыдущей реставрации.

Картины из музея Мирзаани написаны на картоне, но позже дублированы на фанеру, да так крепко, что подлинный слой с трудом сняли. Сделано много неумелых вставок, плохих тонировок — сведений об этой ранней реставрации не сохранилось, но очевидно: работал непрофессионал. Теперь картон продублировали на холст, расчистили, укрепили красочный слой, сняли верхний потемневший слой лака.

Кропотливая и сложная работа заняла чуть более трех месяцев. Это сравнительно немного. Так, в январе 2017 года в экспозицию Национальной галереи Грузии вернулись «Свири», над возрождением которых также работала Нана Манагадзе. Реставрация этой сильно поврежденной картины заняла год. «Свири», хранившиеся в фондах с 1978 года, написаны на линолеуме, который Пиросмани использовал нечасто. Они были разделены на два фрагмента разной толщины, имели массу утрат.

«Мониторинг состояния произведений Пиросмани каждый музей проводит самостоятельно, — пояснила Манагадзе. — В Национальном музее есть специальная комната, где хранятся картины, ожидающие реставрации. Но, помимо этого, в музее в Мирзаани в 2015 году мы отреставрировали еще две картины Пиросмани — „Женщину с пасхальными яйцами“ и второй портрет Шота Руставели. Сейчас в музее нет работ в аварийном состоянии, но в экспозиции можно невооруженным глазом увидеть картины, которым необходимо внимание специалистов».

«Охота в Индии», еще одно произведение Пиросмани, оставалась в мастерской четыре года, а в целом процесс ее восстановления и изучения занял целых десять лет. Она попала в Национальный музей еще в 1930 году с отсутствующим фрагментом — фигуру мужчины, служившую самостоятельной картиной, обнаружили десятилетия спустя.

У многих картин Пиросмани непростая судьба: их находили разорванными на куски, свернутыми, разрезанными.
Художник Ладо Гудиашвили пишет в воспоминаниях о том, как они с поэтом Симоном Чиковани случайно обнаружили один такой картон. Сегодня он хранится в музее Пиросмани в Мирзаани и называется «На гумне. Вечер».

«Он [Чиковани] предложил подняться на чердак. Там царил невообразимый хаос. Случайно Симон задел ногой большой кусок картона. Мы его приподняли, под ним оказалась еще пара таких же кусков. Присмотрелись, и что же вы думаете? Когда мы соединили эти куски, то перед нами оказалась картина Пиросмани». Работу собрали воедино, позже Чиковани передал ее в музей.

Среди наследия Пиросмани известно лишь несколько ранних композиций, выполненных на холсте. Большая же часть — это картон и знаменитая клеенка. По легенде Пиросмани чуть ли не снимал со столов духанов обычную клеенку и писал прямо на ней на глазах у изумленной публики.

Однако на самом деле художник относился к своему труду серьезно: он использовал не бытовую клеенку, а техническую — плотную, однородную, изготавливаемую фабричным способом на парусиновой основе, с грунтованной поверхностью. На нее хорошо ложилась краска.

Как отмечает Манагадзе, клеенка по степени сохранности, конечно, уступает холсту, но при соблюдении условий хранения оказывается прочным материалом.

«Главная проблема клеенки — в том, что при пересыхании она начинает трескаться и рассыпаться, — говорит реставратор, — поэтому в помещениях, где хранятся такие работы, необходимо поддерживать достаточную влажность».

Самодельные краски — еще одна распространенная легенда о Пиросмани. И такой период действительно был в его творчестве: художник покупал сухие пигменты и самостоятельно разводил их олифой, но написанных подобными красками картин немного. В основном Пиросмани использовал качественные фабричные краски.

В сочетании с клеенкой они обеспечили большинству его работ неплохую сохранность.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+