18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

«Мухоморы» делят собственность

Бывшие участники одной из знаменитых арт-групп советского андеграунда спорят о праве распоряжаться ее наследием

На сайте muhomor.info появилось заявление, подписанное четырьмя из пяти членов арт-группы «Мухомор», существовавшей с 1978 по 1984 год. Свен Гундлах, Константин Звездочетов, Алексей Каменский и Сергей Мироненко обвиняют Владимира Мироненко в присвоении хранившегося у него архива арт-группы. «Архив совместно сделанных работ группы хранился поочередно многими членами группы, о чем все ее участники знали. При этом права авторства и, соответственно, коллективной собственности никем не оспаривались. В последние годы значительная часть архива группы «Мухомор» хранилась у Владимира Мироненко. В 2018 году из публикаций в сети Интернет мы узнали, что Владимир Мироненко без нашего ведома и согласия продает хранящиеся у него наши совместные работы, а вырученные деньги обращает в свою пользу», — сказано в обращении.

На сайте аукциона Vladey действительно можно обнаружить сведения о четырех проданных произведениях группы «Мухомор». Три из них ушли весной этого года и одна — осенью предыдущего. Среди них оформленный Свеном Гундлахом альбом «Выходка-3» с документацией знаменитой акции, во время которой участники группы выложили своими телами на снегу известное слово из трех букв, дав начало целой серии подобных произведений в отечественном искусстве. Он продан за €12 тыс. Общая стоимость остальных трех работ, по данным сайта аукциона Vladey, составила €24 тыс.

Один из подписавшихся под обращением, Сергей Мироненко, сказал нашей газете, что «по необъяснимым причинам» его брат Владимир Мироненко считает оказавшийся у него архив личной собственностью, в то время как члены группы никогда ему ничего в собственность не передавали, речь шла лишь о хранении. В архив входят работы, созданные участниками группы совместно, рисунки отдельных участников группы (в основном Свена Гундлаха), фотографии и документации перформансов. Сергей привлек к делу адвоката Юлию Вербицкую. В суд он тем не менее пока не обращался.

У Владимира Мироненко другая позиция. Он считает, что право авторства и право собственности — разные вещи. «С 1984 года, когда группа распалась, эти работы были у меня, — сказал он The Art Newspaper Russia. — Я их, можно сказать, спас от уничтожения временем. Работы были первые годы после распада группы фактически бесхозные, никем не востребованы и никому не нужны. Потом их стали брать на выставки, но рыночной стоимости они не имели до 2017 года. Тридцать четыре года я хранил их, распоряжался ими как своими, и все знали, что это моя коллекция, никто этого не оспаривал. Более того, в 2010 году вышла большая книга “Мухомор”, в которой под фотографиями этих работ подписано: “Коллекция Владимира Мироненко”. Брат (Сергей Мироненко) сам принимал участие в подготовке этой книги и никак не возражал. Никого эти вопросы не волновали до тех пор, пока я не продал работы и не выяснилось, что они стоят денег. Я не оспариваю ничье авторство, все авторы получают авторские отчисления, я даже предлагал сделать их выше, чем стандартные 5%». Владимир ссылается на норму приобретательной давности, по которой претензии к человеку, открыто пользующемуся неким имуществом как своим, могут предъявляться только в течение трех лет, а также указывает на то, что практически все коллекции советского андеграундного искусства формировались без подтверждающих документов. «Кто-то кому-то что-то отдал, кто-то просто оставил у кого-то работу, кто-то вообще что-то нашел на помойке. У каждого коллекционера есть такие работы. Если сейчас все у всех отнять и поделить, это будет колоссальный передел рынка», — говорит он.

И Сергей, и Владимир Мироненко сказали нашей газете, что надеются на то, что ситуация разрешится без суда.

Арт-группа «Мухомор» основана в 1978 году в Москве Свеном Гундлахом, Константином Звездочетовым, Алексеем Каменским, Владимиром Мироненко и Сергеем Мироненко и получила известность благодаря перформансам, в том числе пародирущим эстетику «московского романтического концептуализма». На много лет опередили мистификации Сергея Курехина акции типа открытого письма Маргарет Тэтчер с требованием освободить Мальдивские («Мухоморские») острова или плана похищения картины «Явление Христа народу» из Третьяковки (с последующей продажей картины и направлением вырученных средств на создание музея концептуального искусства). Пика известности группа достигла после выпуска в 1982 году «Золотого диска», представлявшего собой абсурдные тексты, наложенные на коллажи из песен западной и советской эстрады, оперных арий и т.п.

Наследие группы включает живопись, скульптуры и арт-объекты, оригинальную и тиражную графику, рукописные издания, тексты, фотографии и документацию перформансов. Работы группы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Центра Помпиду и других музеев

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+