18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Мухоморы» делят собственность

Бывшие участники одной из знаменитых арт-групп советского андеграунда спорят о праве распоряжаться ее наследием

На сайте muhomor.info появилось заявление, подписанное четырьмя из пяти членов арт-группы «Мухомор», существовавшей с 1978 по 1984 год. Свен Гундлах, Константин Звездочетов, Алексей Каменский и Сергей Мироненко обвиняют Владимира Мироненко в присвоении хранившегося у него архива арт-группы. «Архив совместно сделанных работ группы хранился поочередно многими членами группы, о чем все ее участники знали. При этом права авторства и, соответственно, коллективной собственности никем не оспаривались. В последние годы значительная часть архива группы «Мухомор» хранилась у Владимира Мироненко. В 2018 году из публикаций в сети Интернет мы узнали, что Владимир Мироненко без нашего ведома и согласия продает хранящиеся у него наши совместные работы, а вырученные деньги обращает в свою пользу», — сказано в обращении.

На сайте аукциона Vladey действительно можно обнаружить сведения о четырех проданных произведениях группы «Мухомор». Три из них ушли весной этого года и одна — осенью предыдущего. Среди них оформленный Свеном Гундлахом альбом «Выходка-3» с документацией знаменитой акции, во время которой участники группы выложили своими телами на снегу известное слово из трех букв, дав начало целой серии подобных произведений в отечественном искусстве. Он продан за €12 тыс. Общая стоимость остальных трех работ, по данным сайта аукциона Vladey, составила €24 тыс.

Один из подписавшихся под обращением, Сергей Мироненко, сказал нашей газете, что «по необъяснимым причинам» его брат Владимир Мироненко считает оказавшийся у него архив личной собственностью, в то время как члены группы никогда ему ничего в собственность не передавали, речь шла лишь о хранении. В архив входят работы, созданные участниками группы совместно, рисунки отдельных участников группы (в основном Свена Гундлаха), фотографии и документации перформансов. Сергей привлек к делу адвоката Юлию Вербицкую. В суд он тем не менее пока не обращался.

У Владимира Мироненко другая позиция. Он считает, что право авторства и право собственности — разные вещи. «С 1984 года, когда группа распалась, эти работы были у меня, — сказал он The Art Newspaper Russia. — Я их, можно сказать, спас от уничтожения временем. Работы были первые годы после распада группы фактически бесхозные, никем не востребованы и никому не нужны. Потом их стали брать на выставки, но рыночной стоимости они не имели до 2017 года. Тридцать четыре года я хранил их, распоряжался ими как своими, и все знали, что это моя коллекция, никто этого не оспаривал. Более того, в 2010 году вышла большая книга “Мухомор”, в которой под фотографиями этих работ подписано: “Коллекция Владимира Мироненко”. Брат (Сергей Мироненко) сам принимал участие в подготовке этой книги и никак не возражал. Никого эти вопросы не волновали до тех пор, пока я не продал работы и не выяснилось, что они стоят денег. Я не оспариваю ничье авторство, все авторы получают авторские отчисления, я даже предлагал сделать их выше, чем стандартные 5%». Владимир ссылается на норму приобретательной давности, по которой претензии к человеку, открыто пользующемуся неким имуществом как своим, могут предъявляться только в течение трех лет, а также указывает на то, что практически все коллекции советского андеграундного искусства формировались без подтверждающих документов. «Кто-то кому-то что-то отдал, кто-то просто оставил у кого-то работу, кто-то вообще что-то нашел на помойке. У каждого коллекционера есть такие работы. Если сейчас все у всех отнять и поделить, это будет колоссальный передел рынка», — говорит он.

И Сергей, и Владимир Мироненко сказали нашей газете, что надеются на то, что ситуация разрешится без суда.

Арт-группа «Мухомор» основана в 1978 году в Москве Свеном Гундлахом, Константином Звездочетовым, Алексеем Каменским, Владимиром Мироненко и Сергеем Мироненко и получила известность благодаря перформансам, в том числе пародирущим эстетику «московского романтического концептуализма». На много лет опередили мистификации Сергея Курехина акции типа открытого письма Маргарет Тэтчер с требованием освободить Мальдивские («Мухоморские») острова или плана похищения картины «Явление Христа народу» из Третьяковки (с последующей продажей картины и направлением вырученных средств на создание музея концептуального искусства). Пика известности группа достигла после выпуска в 1982 году «Золотого диска», представлявшего собой абсурдные тексты, наложенные на коллажи из песен западной и советской эстрады, оперных арий и т.п.

Наследие группы включает живопись, скульптуры и арт-объекты, оригинальную и тиражную графику, рукописные издания, тексты, фотографии и документацию перформансов. Работы группы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Центра Помпиду и других музеев

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+