Коллекция Фрика переедет в Метрополитен-Бройер

На время реконструкции исторического особняка знаменитая старыми мастерами коллекция Генри Клея Фрика, в том числе картины Тициана, Веласкеса и Вермеера, разместится в бруталистском здании, где проходили выставки современного искусства

Здание Метрополитен-Бройер на углу Мэдисон-авеню и 75-й улицы в Нью-Йорке. Фото: Ed Lederma
Здание Метрополитен-Бройер на углу Мэдисон-авеню и 75-й улицы в Нью-Йорке.
Фото: Ed Lederma

Метрополитен-музей, который в прошлом месяце возглавил антикризисный директор Макс Холляйн, намерен вернуться к планам по расширению галерей модернизма и современного искусства в главном здании на Пятой авеню. «Мет-Бройер служил — и продолжает служить — потрясающей лабораторией для исследования направлений, в которых двигается музей», — говорит Макс Холляйн. Но все же, подчеркивает он, «в конечном итоге наша цель — сделать отдел модернизма и современного искусства с сильной выставочной программой в здании на Пятой авеню».

При этом здание на Мэдисон-авеню, построенное в 1966 году в стиле брутализм по проекту Марселя Бройера для Музея Уитни, передается Метрополитеном по договору субаренды музею «Коллекция Фрика». Случится это через пару лет, когда начнется реконструкция исторического особняка промышленника Генри Клея Фрика на Манхэттене в пяти кварталах от Мет-Бройер.

Представители Коллекции Фрика говорят, что благодаря переезду музей сможет избежать полного закрытия для публики на период строительных работ, начало которых запланировано на середину — конец 2020 года. На новом месте музей проведет не меньше двух лет.

Модернистский дом для старых мастеров

По словам директора Коллекции Фрика Йена Уордроппера, на поиски подходящих помещений для хранения экспонатов ушло немало времени. «Мы очень удивились и невероятно обрадовались, когда узнали о Мет-Бройер. Теперь мы сможем разместить всю коллекцию в одном здании и под круглосуточным наблюдением», — рассказал он.

Президент и главный исполнительный директор Метрополитен-музея Дэниел Вайс сообщил, что поначалу институции обсуждали перспективы «разработки совместной выставочной программы», но по мере продвижения переговоров стало ясно, что будет правильнее, если Коллекция Фрика займет здание полностью. «Мы не искали возможности прекратить аренду раньше срока», — говорит Вайс, но, по его словам, вместе с коллегами он пришел к выводу, что, «пожалуй, эти площади могли бы быть полезнее Коллекции Фрика, ведь мы все равно планировали двигаться в другом направлении».

Само здание — облицованный серым гранитом перевернутый массивный зиккурат — может показаться не самой подходящей площадкой для собрания Генри Клея Фрика. Оно состоит из почти 1,4 тыс. полотен старых мастеров, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства и сейчас экспонируется в роскошных исторических интерьерах. «Скорее всего, мы расставим экспонаты в других комбинациях и проведем какие-то выставки, на которые не решились бы в основном здании», — поясняет Уордроппер, добавляя, что их цель — заставить зрителя пристальнее взглянуть на произведения.

Уордроппер также напомнил, что Метрополитен экспонировал старых мастеров в Мет-Бройер в рамках двух выставок: «Незавершенное. Мысли, оставившие след» и «Как в жизни. Скульптура, цвет и тело с 1300 года до наших дней».

Тем временем Коллекция Фрика развернула кампанию по сбору средств на $160-миллионную реновацию и расширение своего исторического особняка; на данный момент собрано уже больше половины необходимой суммы.

Расширение от Чипперфилда, дубль два

Между тем сам Метрополитен готовится расширить экспозиционное пространство для современного искусства в здании на Пятой авеню. Разработка проекта нового крыла была приостановлена в начале прошлого года в связи с существенным дефицитом бюджета, ставшим одной из причин ухода с поста директора институции Томаса Кэмпбелла.

С тех пор, по словам Вайса, музей «значительно продвинулся» по пути оптимизации бюджета. «У нас новый директор и крепкая финансовая база; мы преодолели проблемы инфраструктуры или, по крайней мере, держим их под контролем, — заявляет он. — Поэтому мы решили, что сейчас самое время вернуться к вопросу о модернизме и современном искусстве».

Руководство Метрополитен-музея и архитектор Дэвид Чипперфилд возобновили обсуждение проекта нового крыла, теперь уже стоимостью $500 млн, но с тем же объемом экспозиционного пространства, что и в первоначальном варианте. По словам Вайса, «следующий этап — убедиться в том, что наш проект согласуется с видением Макса Холляйна; как раз этим мы сейчас и занимаемся».

Сам Холляйн рассматривает возможность начать делать ежегодные заказы на создание скульптур для фасада здания на Пятой авеню — по аналогии с популярной серией заказов для крыши музея — и инсталляции современного искусства в общественных зонах

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+